Кино по классике: три экранизации «Грозового перевала» Эмили Бронте

31.07.2018

С детских лет влюбленная в неприветливую природу родного Уэст-Йоркшира, Эмили стала автором множества сильных стихотворений и одного легендарного романа, в котором увековечила грозную красоту вересковых пустошей. И хотя «Грозовой перевал», впервые изданный за год до смерти писательницы, принес ей славу лишь после второй публикации, история трагической любви двух диких сердец не теряет своей актуальности до сих пор.

От первых шагов в мире немого кино и до наших дней было создано порядка десятка экранизаций этой «дьявольской книги». О трех из них мы расскажем в нашем материале.

Грозовой перевал

Режиссер: Уильям Уайлер
Год: 1939

Фильм с Лоуренсом Оливье в роли Хитклиффа, отснятый на студии Сэмюэла Голдвина, не был первым в своем роде, но все же считается классической экранизацией «Грозового перевала».

Сценарий, основанный на 16 главах из 34, был создан талантливым драматургом Чарльзом Макартуром и дорабатывался сначала Беном Хектом, а затем и молодым Джоном Хьюстоном. Мистер Голдвин все время просил переписать «слишком мрачный», по его мнению, текст. В итоге, несмотря на все старания требовательного режиссера Уильяма Уайлера, который, по-видимому, читал первоисточник более внимательно, непростой роман превратился в сравнительно легкую мелодраму с Мерл Оберон (Кэти) и Джеральдин Фицджеральд (Изабелла) в шикарных нарядах XIX века, сдержанным Дэвидом Нивеном (Эдгар) в непривычной для него роли второго плана и счастливым, и оттого действительно нелепым, концом. Два призрака, вновь обретшие друг друга, уходят в туман пустошей так беззаботно, словно весь мир для них — лишь условность.

Грозовой перевал Эмили Бронте

Режиссер: Питер Козмински
Год: 1992

Второй по популярности после старой доброй черно-белой ленты стала картина Питера Козмински. В отличие от голливудской «классики», фильму не досталось ни одной номинации на «Оскар», но зато поработавшая над сценарием Энн Дэвлин может похвастаться самым бережным отношением к тексту Эмили Бронте. Впервые на экране появляются все поколения Линтонов и Эрншо, и у зрителя наконец появляется возможность понять, что же движет героями, когда они ломают свои и чужие жизни.

Жюльет Бинош неплохо справилась с образами обеих Кэти, и остается только гадать, как бы смотрелась на ее месте участвовавшая в прослушивании Ума Турман. А вот Рэйф Файнс, может быть, не очень-то похожий на цыгана внешне, удивительно точно передал всю гамму чувств озлобленного и мстительного, но до безумия привязанного к своей сводной сестре найденыша.

Порывистая музыка Рюити Сакамото вместе с дикими пейзажами Западного Йоркшира помогают с головой погрузиться в эту страшную сказку, поистине недооцененную критиками.

Грозовой перевал

Режиссер: Андреа Арнольд
Год: 2011

Артхаусный фильм Андреа Арнольд — самая необычная экранизация «Грозового перевала». Так и не найдя подходящего актера в цыганских общинах Англии, режиссер остановила свой выбор на афроамериканском дебютанте Соломоне Глэйве и его коллеге постарше — Джеймсе Хоусоне. Тем самым, британская Гай Германика добавила к бедам Хитклиффа расовые предрассудки, что еще больше усложнило восприятие происходящего в кадре.

А ведь зрителю пришлось и без того непросто: уследить за «бегущей» камерой не единожды за это награжденного Робби Райана, уловить среди звуков надвигающейся бури прерывистое дыхание героев и не растеряться от бесконечно сыплющихся на голову символов и метафор удается не каждому. Но Арнольд и не снимала «кино для всех». Почти фрейдистское внимание к детству героев, почти полное отсутствие закадровой музыки, нецензурная брань среди экспонатов йоркширских музеев и бесконечная грязь местных болот могут быть поняты только после глубокого знакомства с романом.