Штрихи к «Портрету Дориана Грея»

Читатели из разных стран бесконечно цитируют остроумные парадоксы из «Портрета Дориана Грея». Роман часто попадает в сотни списков главных произведений мировой литературы. На протяжении многих лет главный герой остается юным и красивым, но с каждым совершенным им преступлением и просто бесчестным поступком стареет и уродуется его лицо, изображенное на когда-то чудесном портрете. Сюжет кажется простым, а выводы — понятными. Но Оскар Уайльд умеет удивлять, и сотни литературоведов разгадывают эту книгу поколение за поколением.

Уайльд написал аморальную книгу?

Уайльд, говоря о романе, подчеркивал в свойственной ему парадоксальной манере, что «любое искусство аморально, какой бы моральной ни была концовка того или иного романа». Аморально в том смысле, что не восхваляет ни добродетели, ни пороки. Произведение искусства либо хорошо, либо плохо, и говорить о нем можно только с этого ракурса. На самом деле, конечно, все немного сложнее.

Лорд Генри, один из центральных персонажей книги, проповедует гедонизм и преклонение перед красотой. Он говорит, что любое влияние безнравственно, потому что отдаляет слушателя от самого себя, но с удовольствием учит Дориана Грея эгоизму и любви к искусству! Семя упало на благодатную почву: юноша упоен своей привлекательностью и молодостью и ценит их превыше всего.

«Я сочувствую всему, кроме людского горя. Оно слишком безобразно, слишком ужасно и угнетает нас. Во всеобщем сочувствии к страданиям есть нечто в высшей степени нездоровое. Сочувствовать надо красоте, ярким краскам и радостям жизни. И как можно меньше говорить о темных ее сторонах», — говорит лорд Генри. Отсюда и первое «прегрешение» Дориана Грея, который отказывается помогать своей тете в благотворительном вечере.

Но этическое и эстетическое в представлении писателя неразрывно связаны. Красота и (со)страдание у Уайльда ведут к совершенству. Нет сострадания, нет сочувствия ближним — нет истинной красоты. И на портрете отражаются душевные уродства «оригинала».

Без сострадания прекрасный Дориан становится жесток, и оставляет с разбитым сердцем актрису, потому что она выбрала его и любовь, а не свое призвание и искусство. К жуткой развязке из-за картины приходят его отношения с Бэзилом Уордом, который также, как и возлюбленная, пошел против портрета, самого чудесного своего творения.

Уайльд вывел своего любовника в главном герое?

Оскар Уайльд и Альфред Дуглас
Оскар Уайльд и Альфред Дуглас

Популярная байка. Альфред Дуглас, любовник Оскара Уайльда, вспоминал, что в молодости был миловиден и сохранял юный облик долгие годы. Сам писатель не раз отмечал его красоту. Впрочем, учитывая популярность «Портрета Дориана Грея», можно предположить, что Дуглас просто привирал, пытаясь сойти за прототип главного героя книги. На самом деле окончательная редакция романа была опубликована в апреле 1891 года, а Дуглас и Уайльд познакомились лишь два месяца спустя. Такое совпадение позволило вволю порассуждать биографам, что сама жизнь писателя подражала его искусству. Непростые и болезненные отношения с Дугласом во многом и погубили Оскара Уайльда: он был обвинен в содомии и отправлен в тюрьму.

Прототип действительно был, но другого персонажа, гораздо более достойного, нежели Дориан: художника Бэзила Холлуорда. Живописец Бэзил Уорд и подсказал идею романа. Биограф Хескет Пирсон рассказывает, что в 1884 году Уайльд захаживал в мастерскую приятеля и однажды сказал об одном натурщике: «Ах, как жаль, что такое прекрасное существо рано или поздно состарится! — Увы, — согласился живописец, а затем добавил: — Как было бы чудесно, если бы его внешность никогда не изменялась, а вместо него старился и покрывался морщинами его портрет!». Писатель отблагодарил друга за замечательную идею тем, что дал его имя автору чудесного портрета Дориана Грея в романе.

Автор: Халимат Текеева