Найти в Дзене
Электрик Инфо

Что такое емкость аккумулятора и от чего она зависит

Взглянув на маркировку любого современного аккумулятора, будь то литий-ионный аккумулятор сотового телефона или свинцово-кислотный аккумулятор от источника бесперебойного питания, - мы всегда сможем найти там сведения не только о номинальном напряжении данного источника питания, но и о его электрической емкости.

Обычно это цифры вроде: 2200 mAh (читается как 2200 миллиампер-часов), 4Ah (4 ампер-часа) и т. д. Как видите, для измерения электрической емкости аккумулятора применяется внесистемная единица измерения — Ah (Ampere hour) - «ампер-час», а вовсе не «фарад» как для конденсаторов. И часы здесь фигурируют отнюдь не просто так, а по той причине, что обычный аккумулятор, в отличие от обычного конденсатора, способен питать нагрузку буквально часами.

Если попытаться объяснить совсем просто, то емкость аккумулятора в ампер-часах — это численное выражение того, как долго данный аккумулятор сможет питать нагрузку с определенным током потребления.

Например, если аккумулятор с номинальным напряжением 12 вольт полностью заряжен, при том имеет емкость 4 Ah, то это значит, что нагрузку с током потребления в 0,4 ампера, с номинальным напряжением в 12 вольт, данный аккумулятор будет в состоянии питать на протяжении 10 часов, пока не наступит состояние, при котором дальнейший его разряд станет опасным для рабочих характеристик. А через нагрузку с током потребления в 1 ампер, этот же аккумулятор будет разряжаться 4 часа (теоретически разумеется).

Конечно, для каждого аккумулятора существует ограничение по максимально допустимому разрядному току, и чем выше будет разрядный ток — тем ниже окажется линейность разрядной характеристики, и тем быстрее аккумулятор будет садиться по сравнению с расчетным временем.

-2

Минимально допустимое напряжение, до которого можно разряжать аккумулятор, также регламентируется и всегда указывается в документации на конкретный аккумулятор, как и максимальное безопасное напряжение, выше которого заряжать аккумулятор уже очень не желательно.

Так например типичное для литий-ионного аккумулятора на 3,7 вольт, предельно допустимое минимальное напряжение разряда составляет 2,75 вольт, а максимальное — 4,25 вольт. Если разрядить литиевый аккумулятор до менее чем 2,75 вольт, то аккумулятор начнет терять емкость, а если перезарядить его сверх меры — может взорваться.

Для свинцово-кислотного аккумулятора на 12 вольт, предельно безопасный минимум равен 9,6 вольт, а максимум, до которого можно заряжать, составляет 13 вольт и т. д.

Как видите, в сведениях о емкости (в ампер-часах) вольты не упоминаются вовсе. А между тем, если перевести часы в секунды, а затем величину емкости умножить на напряжение аккумулятора, то получим величину энергии заряда данного аккумулятора в джоулях:

-3

Так или иначе, емкость исправного аккумулятора практически не зависит от напряжения на его клеммах в текущий момент. А вот когда мы произносим «заряд аккумулятора», то имеем ввиду уже не емкость, а как раз то напряжение, до которого аккумулятор сейчас заряжен. Если аккумулятор заряжен до номинального напряжения, то можно рассчитывать на ту емкость, которой аккумулятор в этот момент обладает. Если же аккумулятор разряжен, то его емкость уже не имеет значения.

-4

При этом реальная емкость аккумулятора, как можно видеть по семейству разрядных характеристик, сильно зависит от величины тока разряда. 10-часовой разряд и 10-минутный разряд, например для свинцово-кислотного аккумулятора (см. рисунок выше), покажут разницу в емкости приблизительно вдвое!

Можно обнаружить даже более-менее точную математическую зависимость между разрядным током и временем разряда того или иного экземпляра аккумулятора. Эту зависимость выявил немецкий ученый Пейкерт, и ввел так называемый «коэффициент Пейкерта» р, который, к примеру, для герметичных свинцово-кислотных аккумуляторов находится в районе 1,25. Чем выше ток разряда — тем меньше время разряда. А константа в правой части уравнения — напрямую зависит он номинальной емкости аккумулятора.

При желании реальную емкость аккумулятора можно определить очень просто: зарядить полностью аккумулятор (до максимально разрешенного напряжения, которое указано в документации), а затем разрядить постоянным током (близким к 10-часовой разрядной характеристике из документации) до конечного напряжения разряда (которое также приведено в документации). Перемножить ток разряда и время разряда в часах — получится реальная емкость аккумулятора в ампер- или в миллиампер-часах. 

Смотрите также на нашем сайте:

Андрей Повный, автор сайта Электрик Инфо - электротехника и электроника в простом и доступном изложении.

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Рекомендуем почитать
Почему вместо тяжелых свинцовых аккумуляторов мы не используем маленькие и легкие литиевые
Литиевые аккумуляторы сегодня можно встретить везде — они почти полностью заменили другие виды батарей. Однако традиционные автомобили с двигателями внутреннего сгорания продолжают использовать свинцово-кислотные аккумуляторы для запуска, несмотря на их историю в 165 лет. Почему так? Все началось в 1859 году, когда французский ученый Гастон Плант изобрел первый свинцово-кислотный аккумулятор, который мы до сих пор видим в автомобилях. Когда автомобили начали набирать популярность, свинцовые батареи...
5 неочевидных фактов о литий-ионном аккумуляторе и зарядных устройствах: об этом не скажут в магазине. И вот почему
Знаете, что меня больше всего бесит при покупке инструментов? То, что все продавцы уверены: раз ты мужик, значит в инструменте обязан разбираться. Начинаешь что-то спрашивать, тебе в лицо ухмыляются: - Как ты этого не знаешь? Все давным-давно знают, а ты нет! Кроме того, на некоторые вопросы продавцы в магазине тебе никогда не ответят. И не потому, что не знают, а потому, что дав правильный ответ, они сэкономят много денег вам, а свой магазин лишат прибыли. Согласитесь, им же выгодно, когда довольный покупатель приходит снова и снова, покупает и покупает, хотя мог серьёзно сэкономить...
“Темная сторона” электрических сетей: возмущения, резонансы и почему случаются аварии
Современные электрические сети представляют собой сложные динамические системы, где помимо полезной энергии циркулируют многочисленные деструктивные возмущения, остающиеся невидимыми для обычного наблюдателя. Гармонические искажения, возникающие из-за массового применения нелинейных нагрузок, создают паразитные токи, которые незаметно подтачивают здоровье энергосистемы. Источниками этих проблем становятся современные электронные устройства - от частотных преобразователей до импульсных блоков питания,...
Документы, вакансии и контакты