Благодаря механизмам коллаборативной фильтрации Дзена, чаще предлагающей мои статьи тем, кто ставит им нравлики, довольно затруднительно напрямую осуществить адекватный анализ мнений о нашей микроэлектронике всего российского народа. Но по некоторым показательным комментариям, делая поправку на эту фильтрацию, я понимаю, что мнение людей в нашем обществе довольно сильно расщеплено.
Но пообщавшись с авторами этих показательных комментариев, выяснилось, что объясняется сей феномен всего тремя вещами:
- Люди, как правило, не очень понимают, что происходит в отрасли.
- Люди, как правило, не очень понимают, зачем это всё происходит.
- Люди, как правило, при анализе (в случае наличия этого процесса в голове, как такового, разумеется) рассматривают происходящее в очень узких рамках, например, внутри своей специальности или внутри своих уже сформированных ранее взглядов. То есть, им банально не хватает ширины взгляда и понимания цели. Так, бухгалтер не поймёт многих решений экономиста, экономист — многих решений министра экономики, а министр экономики — многих решений главы государства.
В результате одни люди считают, что микроэлектроники в России нет, никогда не будет и мы отстали навсегда, а потому не надо дёргаться, а надо делать только то, что получается у нас уже сейчас или раздать деньги пенсионерам, а другие возмущаются, почему наши процессоры (которые начали разрабатываться относительно недавно и за смешные деньги) вдруг оказываются слабее зарубежных, почему они дороже и тут же — почему их нет в свободной продаже. Удивительно, но у некоторых все эти три вопроса возникают в одной и той же голове одновременно, что уже похоже на шизофрению )))
Ещё существует мнение, что микроэлектронику не надо субсидировать, тратя на это народные деньги (ибо компании, сидя на государственном софинансировании не будут стимулированы самостоятельно развивать свои продукты), а достаточно создать условия для коммерции, благодаря которым эта коммерция сама создаст всю эту микроэлектронику. То, что субсидии и являются эффективной частью этих условий для старта (хотя, конечно, не должны ими ограничиваться), никто почему-то не вспоминает. Более того, они почему-то умалчивают, что США и Европа тоже вслед за Россией стала заниматься субсидированием, выделяя на это гораздо большие суммы (наверное, могут себе это позволить).
В этой статье я постараюсь ответить на вопрос, как мы пришли к необходимости развивать свою микроэлектронику вместо того, чтобы миролюбиво торговать со всем миром полезными ископаемыми и покупать на вырученные деньги для народа зарубежную бытовую технику, как это прекрасно делалось в 90-е и нулевые.
Почему вдруг понадобилось своё?
Честно говоря, я сомневаюсь, что власть действительно осознала экономическую целесообразность вложений в собственную науку и промышленность. Иначе микроэлектронику реально начали бы развивать не в 2020-м, а ещё в начале нулевых, когда цены на нефть поползли вверх. Думаю, что толчком к развитию микроэлектроники, увы, послужили санкции. Власть увидела, что в руках геостратегических конкурентов появился рычаг, который те стали широко использовать для сдерживания России от попыток сдерживания США в их военной угрожающей нам экспансии.
Напомню, что Крым, вызвавший первые санкции, стал всего лишь ответным действием России по недопущению надвигающегося влияния США на стратегически важную для России территорию. Если разобраться объективно, в динамике, то станет очевидной постоянная агрессия США в виде активной работы по расширению экспансии НАТО, которая обходилась без сильных обострений только благодаря поступательной сдаче Россией своих позиций и её пассивности в отстаивании теряемых ею интересов. России было банально нечем сопротивляться (нечем вызывать обеспокоенности у США, а это единственный для них аргумент), и лучшее, что тогда мы могли делать — это отходить.
2014-й год случился на 4 года раньше, чем мы к этому были технически готовы, иначе он, скорее всего, не случился бы вообще. Только к 2018-му году у нас появилось оружие, которое стало создавать неудобства для США, и которое могло воспрепятствовать планам украинского переворота — переворота в зоне прямых стратегических интересов России. Но он случился именно тогда, и поэтому в то время мы смогли обезопасить для себя только Крым.
Сегодня же настал тот краткий промежуток времени, когда наше гиперзвуковое оружие уже вышло в серию и стоит на боевом дежурстве, а у США ещё нет. Именно сейчас настало лучшее время остановить военную экспансию США в нашу сторону и выйти на паритетные договоры, гарантирующие обоюдную безопасность. Но очевидно, что столь агрессивная страна, как США, пойдёт на это только тогда, когда поймёт свою выгоду в этом. То есть, только тогда, когда Россия создаст для США неудобства, обеспокоенность от которых будет достаточной для этого решения. Подростковая психика США уже, честно говоря, задрала, ибо разумные увещевания в их сторону к успеху до сих пор не привели. Так что осталось только создавать им неудобства, увы.
Поскольку Россия будет создавать для США неудобства не в одностороннем порядке, то вполне себе ожидает ответных действий в виде очередных санкций и в свой адрес. В плане продуктов питания Россия себя обеспечила (семена, эмбрионы — это в критических условиях быстро замещаемо, а сельскохозяйственная техника, фермы и поля уже созданы). Голода не будет. А вот следующая по важности отрасль — это микроэлектроника, поскольку она — основа всей остальной современной промышленности, потенциального станкостроения (которого, кстати, ещё нет) и основа всей государственной инфраструктуры.
Кроме того, это та отрасль, которая требует длительного приложения сил. Это не токарный станок без ЧПУ, который можно слепить относительно быстро. ЧПУ к нему лепится намного дольше, если включать сюда разработку контроллеров и процессоров и создание фабрик и оборудования для их разработки, печати, отладки, тестирования и корпусирования.
Именно поэтому государство с 2020-го года сравнительно активно субсидирует микроэлектронику, чтобы максимально быстро дать старт разработке и производству ключевых компонентов в порядке сложности их разработки и производства. Всё заместить до санкций всё равно не успеем, но работа идёт по всем направлениям, в том числе, и с Китаем.
Скорее всего, у нас есть какие-то договоры о поставках компонентов (которые мы не сможем быстро импортозаместить) даже в условиях включения санкций, то есть, мимо Тайваня, влияние на который у США всё ещё есть, и немалое. Ведь не факт, что даже после полного ухода США из Тайваня, в нём останутся фабрики требующихся техпроцессов с достаточным количеством оборудования для экспортного производства.
В общем, из-за желания США быть лидером, а по факту контролировать весь мир, в том числе и Россию, нам и приходится снова создавать свою отрасль микроэлектроники в тех объёмах, в которых мы можем это делать в каждый момент времени. А что не можем сейчас, будем делать позже, а пока импортировать из Китая. Ну не можем мы всё импортозаместить сразу, и глупо по этому поводу язвить. Никто не говорит сразу обо всём.
Скорее всего, идеальным сбалансированным вариантом на ближайшее будущее будет ограниченное производство в России ключевых элементов (микросхем и некоторой рассыпухи) для госсектора, а основная масса элементов для неключевого гражданского сектора будет, как и раньше, импортироваться из Китая. Вполне себе робочий вариант.
Хочу напомнить, что цель России — не опустить железный занавес и всё делать внутри страны на своём оборудовании из своих материалов, добытых русскими до 7-го колена рабочими, а обезопасить себя от влияния внешних санкций, внешнего давления. А для этого достаточно импортозаместить ключевые элементы для всей отрасли, а для космоса и других важных областей также и «рассыпуху». Для всего остального достаточно найти относительно надёжных внешних поставщиков, продукцию которых можно будет относительно быстро импортозаместить в условиях военного времени. Кстати, замечу, что даже в СССР мы закупали продукцию заводов стран соцлагеря, то есть, других стран, союзников.
И при этом никто не запрещает бизнесу в условиях мирного времени продолжать импортозамещать и всё остальное, но уже спокойно, в порядке коммерческой целесообразности и при наличии достаточного времени для создания государством благоприятных для этого условий.
На этом всё. Сегодня я постарался максимально исчерпывающе ответить только на один вопрос — как мы дошли до жизни такой. Сначала хотел ответить на все, поставленные в начале статьи, вопросы, но вижу, что в рамках одной только работы этого сделать не получится. Что же, будет повод написать об этом ещё одну статью :-)
Ставьте нравлики, если, в целом, согласны с моими рассуждениями. Дополняйте мои мысли своими в комментариях и подписывайтесь на мой канал. Удачи!