Я вот что тут подумал. За развитие микроэлектроники у нас отвечают два ведомства — Министерство промышленности и торговли и, отчасти, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Но на оба ведомства возложено огромное количество самых разношёрстных задач, практически не связанных друг с другом. Особенно это касается Минцифры, куда свалили вообще всё. Оцените вот, перечень направлений:
Функции в сфере информационных технологий (включая использование информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним), электросвязи (включая использование и конверсию радиочастотного спектра) и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях), печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных, управления государственным имуществом и оказания государственных услуг в сфере информационных технологий, в том числе в части использования информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним, а также по выработке и реализации государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Как видите, непосредственно к микроэлектронике здесь можно притянуть разве что её использование в том или ином качестве. В той части микроэлектроники, которая относится к вычислительной технике, можно ещё добавить создание программного обеспечения, но, опять же, в ограниченных рамках — интернет и связь, тогда как спектр ПО бесконечно шире.
Другое же ведомство, Минпромторг, отвечает за любую промышленность вообще, причём не только за промышленное производство товаров, но и за их продажу. Это очень широкий круг общих задач, который может быть объединён в одно министерство только в двух случаях — либо это министерство очень небольшой страны, либо у страны объём промышленного производства такой же, как у страны-бензоколонки.
Сейчас Россия претендует на равноправные отношения с Китаем и США, и если уровень технического развития вооружённых сил уже позволяет ей это делать, то в части некоторых ключевых отраслей промышленности у нас сохраняется существенное отставание, хотя и не везде всё одинаково. В сельском хозяйстве мы довольно быстро смогли сделать рывок и выйти на хорошие позиции даже по части производства сельскохозяйственной техники. Но вот в микроэлектронике у нас всё идёт не так быстро, как хотелось бы, и что ещё более опасно, не так быстро, как... нужно, принимая во внимание геополитические условия.
Я думаю, что столь быстрому росту сельского хозяйства поспособствовала та концентрация усилий, которую смогло обеспечить отдельное Министерство сельского хозяйства. В случае микроэлектроники, Министерство промышленности и торговли не может обеспечить ту же концентрацию усилий, которую могло бы обеспечить отдельное министерство, хотя и, надо признаться, старается. Все имеющиеся успехи микроэлектроники (а они, надо признать, всё таки есть) происходят в основном из-за личного внимания к этому направлению премьер-министра Мишустина, а это не совсем правильно.
Применительно к микропроцессорам
Налицо слишком долгий процесс разработки российских процессоров. Пять лет — это много. Сегодня этот срок надо сократить до четырёх лет, иначе не успеваем за конкурентами. В будущем нужно будет организовать работу так, чтобы новые процессоры выходили ещё чаще, например, раз в 2 года. Для этого, естественно, нужно будет работать параллельно двумя командами. Посмотрите, как часто выходят новые модели у Intel!
Для того, чтобы сократить время разработки до 4 лет, нужно больше специалистов. Но таковых в России очень мало. Нужно привлекать зарубежных. Кроме того, пока в России нет собственного производства, нужно как-то решить вопросы с эффективным планированием размещения заказов на фабриках, чтобы сократить сроки поставки. Нужно качественное планирование всех работ. Нужно решить ещё кучу вопросов, которые явно не уровня директоров департаментов.
В общем, для качественного решения проблем микроэлектроники нужно действительно сконцентрироваться на проблеме, что невозможно в рамках одного министерства, отвечающего за всё.
Нужно создать отдельное Министерство электронной промышленности, как это было в СССР, выделив его из соответствующего департамента Министерства промышленности и торговли. Повторюсь, развитие электронной промышленности — это задача не уровня директора департамента. Здесь нужен отдельный министр со всеми своими министерскими полномочиями.
А вы как думаете? Ответы и свои соображения пишите в комментариях. Ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Удачи!