Найти в Дзене
Электромозг

Почему США не вводит санкции TSMC за изготовление российских процессоров?

Поделюсь с вами некоторыми интересными наблюдениями за происходящим вокруг российской микроэлектроники вообще и микропроцессоров в частности. Ни для кого не секрет, что все российские процессоры (Эльбрус, Байкал и другие, выполняемые по технологическим нормам менее 90 нм) печатаются на тайваньской фабрике TSMC. Наши заводы просто не могут делать что-то меньше 90 нм. Даже обещанная, наверное, уж более 10 лет назад технология 65 нм так и не была введена в строй.

Таким образом, в плане санкций мы очень уязвимы в отношении процессоров, и было бы для США логичным не дрызгаться со всякими композитами (производство которых мы довольно быстро наладили у себя) и космической микроэлектроникой (проблемы с выпуском которой в России решатся в ближайшие три года), а сразу ударить в цель, и пресечь нам все надежды на то, чтобы иметь свой собственный процессор — сердце любого сложного оборудования. Как это уже делалось, кстати, ими в отношении Хуавэй, и причинило последним массу неудобств.

В вычислительных комплексах нашей военной техники применяются процессоры линейки МЦСТ-R, которые для критически важных систем (например, в системе предупреждения о ракетном нападении) производятся на территории России (процессор R-1000 производится по доступной нам технологии 90 нм). Для менее важных задач основная часть партии этих процессоров для удешевления производится на Тайване.

Процессоры линейки МЦСТ-R используют архитектуру SPARC, которую выдаёт компания SPARC International, Inc., офис которой расположен в США. Если бы США очень захотели, они могли бы заставить SPARC International, Inc. отозвать у МЦСТ лицензию, чем поставить нашего разработчика чипов вне закона со всеми вытекающими техническими или же юридическими (если выпуск продолжится) для России последствиями. Но этого по каким-то причинам не делается, что очень странно.

Более того, самый современный чип вышеупомянутой архитектуры R2000 делается уже по нормам 28 нм., естественно, на Тайване, сами его выпускать мы не можем даже малыми партиями. Там же по тем же самым нормам 28 нм делаются современные процессоры архитектуры Эльбрус, такие, как Эльбрус-8С и Эльбрус-8СВ, применяемые уже во многих наших критически важных отраслях, и на которые, по сути, сегодня активно, хотя и не без затруднений, происходит импортозамещение процессоров Intel и AMD, а готовящаяся новая линейка этих процессоров Эльбрус-16С, Эльбрус-2С3 и Эльбрус-12С будет производиться вообще по нормам 16 нм. То есть, США могут элементарно надавить на Тайваньскую TSMC, и мы останемся без своих процессоров.

Тем не менее, из авторитетных источников я не слышал даже намёков на эту угрозу. Выше редких статей частных авторов на эту тему и комментариев к ним, такое опасение нигде серьёзно не поднимается. В официальных СМИ говорят даже про отключение от SWIFT, как о самой большой опасности, но вот про отзыв лицензий на SPARC или надавливание на TSMC — тишина. И это довольно странно.

Складывается ощущение, что у России и США есть какая-то негласная договорённость на эту тему. И такое ощущение у меня, кстати, уже довольно давно. Уж больно спокойно мы строим планы и размещаем заказы на Тайване, и ничего не слышим о каких-то грандиозных стройках фабрик в России или соответствующего оборудования для производства чипов по современным нормам техпроцесса (28 нм и меньше) у нас. Всё пока ограничивается Стратегией развития микроэлектроники РФ до 2030 года, где прописана локализация фабрики даже на 5 нм., но каких-то реальных шагов в этом направлении мы не видим. Неужели у нас тоже есть рычаги давления, не дающие США ввести санкции на производство чипов? Я не исключаю этого.

Хотя, как вариант — это просто наше российское «раздолбайство» — пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Например, мы до последнего закупали микроэлектронную базу космического сегмента в США для наших спутников, в том числе и для ГЛОНАСС, пока санкциями нам это не перекрыли. И только после этого начались действительно активные поиски альтернатив, в том числе, разработка кое-чего и своего или сертификация для космоса того, что способно там работать, но ещё не было сертифицировано за ненадобностью, а также добавление в библиотеки к иностранным программам разработки имеющихся российских элементов, которых там, естественно, не было. Что мешало сделать это раньше? Ничего кроме лени.

А вы как считаете, это всё-таки негласный договор или раздолбайство? А если раздолбайство, то почему тогда санкций TSMC всё ещё нет, хотя логично было бы их ввести первыми?

Ставьте лайки, пишите комментарии и подписывайтесь на мой канал! Удачи! :-)