Жорж Санд, ее романы и любови

Она пережила 10 политических режимов, 2 революции, узнала любовь и дружбу всех, кто был вхож в интеллектуальную или художественную среду Парижа в век, который тогда назывался французами просто XIX-м, а теперь, просвещенными людьми всего мира именуется «Век Жорж Санд».

Часть 1. Выше предрассудков

1 июля 1804 года у лейтенанта французской армии Мориса Дюпен и танцовщицы Софии-Виктории Делаборд в Париже родилась дочь, прямая праправнучка короля Польши Августа II, которую в честь бабушки назвали Авророй. Имя нежной утренней звезды она сменит на мужское. И судьбу выберет не ту, которая была ей предназначена. Непростой и высокой будет судьба великой писательницы и женщины – Жорж Санд.

Наставление на путь истинный

Детство, проведенное в поместье Ноан без матери, под присмотром бабушки и аббата Дешартра, учивших ее латыни, естественным наукам, музыке и прививавших любовь к литературе. Трагическая гибель Мориса Дюпена, о котором Аврора через 20 лет напишет: «Мне передался характер отца». Смерть новорожденного брата. Женский Августинский монастырь, в который бабка решила поместить Аврору на воспитание, для наставления внучки на путь истинный. Во всем этом пока еще трудно предугадать рождение великой писательницы, ставшей символом жизни, лишенной гнетущих условностей; создательницы десятков романов, высмеивающих старые общественные и политические устои; той, о которой Виктор Гюго сказал: «Другие просто великие, она же великая женщина».

Сюртук и другие чудачества

Оставив монастырь, девице на выданье с приданым в 20 тысяч ливров ренты, судя по одному из ее сохранившихся писем к подруге, доставляет немалое удовольствие в мужском наряде охотиться на зайцев. В мужском наряде - наследница французского поместья, в 1821 году! Местная публика была шокирована. И это далеко не все чудачества, которые позволяла себе будущая Жорж Санд. Чего стоят, например, ночные прогулки по полям верхом, в гордом одиночестве; занятия анатомией со скелетом в комнате; увлечение Шатобрианом и Лейбницем с его монадами. Нет, леди так себя не ведут. Так может вести себя только незаурядная личность, стоящая выше существующих предрассудков, пишущая уже в первых литературных опытах: «Праведник не имеет пола: по воле бога он может быть либо мужчиной, либо женщиной; но законы морали одинаковы для всех».

Борьба за равноправие полов

10 сентября 1822 года Аврора Дюпен стала Авророй Дюдеван. Ее муж, Казимир, страстно увлекался охотой и совсем не любил литературу. Вскоре после рождения сына, Аврора написала о своем муже: «Мой дорогой Казимир самый эгоистичный человек на свете». Попытки Авроры достичь гармонии в супружеской жизни и в интимных отношениях не увенчались успехом. Вскоре около юной хозяйки Ноана стали появляться интересные молодые люди. Первым был помощник прокурора Орельен де Сез.

Оригинальный способ борьбы за равноправие полов, избранный супругой, не мог нравиться Казимиру, но поскольку жена являлась владелицей немаленького капитала, Казимир не делал сцен, а все чаще уезжал на охоту. Скандал произошел по вине Авроры. Она страшно влюбилась в Жюля Сандо, сына налогового инспектора и, оставив мужа и детей в Ноане, уехала с ним в Париж.

Париж

Здесь можно было ходить в чем угодно, не опасаясь сплетен, никто не осуждал ее манеры, но надо было на что-то жить. Аврора начинает писать для газет и журналов. «Фигаро», «Мода», «Ревю де Пари» с удовольствием публикуют острые и содержательные статьи, подписанные «Ж. Сандо». Доля творчества Жюля в совместных опусах становится все меньше: он влюблен, ленив и, к тому же, болен чахоткой. И если роман «Роз и Бланш» написан еще двумя авторами, то «Индиана» уже целиком принадлежит перу Авроры. Отношения с Жюлем подходят к концу. «Бедный мальчик» медленно угасает. Полная сострадания, Аврора подписывает «Индиану» псевдонимом, рожденным из некогда дорогого для нее имени Жюля Сандо – Жорж Санд. С этим именем она входит в Вечность.

Часть 2. Вхождение в Вечность

«Несимпатичная женщина»

В литературных кругах, где так любят сплетни и пересуды, летом 1832 года насчитывали, по крайней мере, трех любовников Санд. Ох уж эти француженки!
Когда Фредерик Шопен познакомился с Санд, он пробормотал: «Какая несимпатичная женщина! Но не успел Шопен опомниться, как уже следовал за Жорж Санд на Майорку, куда, с его туберкулезом, ему вообще-то ехать было противопоказано. Здоровье Фредерика ухудшается. Влюбленные вынуждены вернуться во Францию и поселиться в Ноане. Он не был ее любовником, он был ее ребенком. Санд опекала Шопена подобно матери. Так продолжалось пять лет.

Летом 1846 писательница приступила к роману «Консуэло». Прообразом главной героини послужила певица Полина Виардо. Расставание Санд с Шопеном не было громом среди ясного неба. Она жаждет физиологической любви, ему наскучило делить ее с ее романами. «В наших взаимоотношениях пера недостаточно», – жалуется Фредерик в письме родителям. Жорж Санд мстит бывшему любовнику, публикуя роман «Лукреция Флориани», где под именем князя Кароля выводит Шопена. Этот роман стал последним гвоздем, вбитым в гроб любви двух великих людей.


«Он и Она»

Недолго погоревав после смерти Шопена, Жорж Санд отдает свое сердце чеканщику Александру Мансо. Он тоже болен чахоткой. И тоже вынужден отправиться с Санд путешествовать, на этот раз ее влечет Италия. Они даже приобретают домик в деревне, где Жорж пишет скандальный роман об отношениях со своим бывшим любовником Альфредом де Мюссе «Он и Она». Жорж Санд исполняется 60 лет, она возвращается в Ноан и принимается за осуществление своей давней мечты – завоевать Александра Дюма-сына. Он на 20 лет моложе мадам, и к тому же влюблен в русскую княгиню Нарышкину. Жорж Санд добивается своего. Дюма приезжает в Ноан. Но тут серьезно заболевает Мансо. Санд приходится взять на себя обязанности сиделки. После похорон Мансо Жорж Санд посвящает все свободное время нежной дружбе с Гюставом Флобером. Ей 66 лет. «Здоровье в порядке, самочувствие очень хорошее, бодра, не ощущаю тяжести лет», – пишет Санд в своем дневнике. Она приглашает в Ноан Тургенева, характеризуя его друзьям следующим образом: «Тургенев любит шум и веселье. Он такой же ребенок, как и мы». Похоже, эта женщина совсем не чувствует приближения старости.

Материнский инстинкт

Многие исследователи жизни и творчества Жорж Санд считали ее непостоянной и бессердечной, называли лесбиянкой, намекая на сексуальную связь с актрисой Мари Дорваль, указывали, что в ее отношениях с мужчинами преобладал материнский инстинкт, чему свидетельствовал выбор партнеров, бывших намного моложе писательницы, и зачастую страдавших неизлечимой болезнью и нуждавшихся в заботе. Быть может, в этом есть доля истины. На 7 лет моложе Жорж Санд был Сандо; на 6 – Шопен, с которым они были вместе 9 лет; ей было 45, а Мансо 32, когда у них начался роман, продолжавшийся 15 лет; в 60 она повстречала 39 летнего Маршала, которого очень любила и называла «мой толстый ребенок»; Александр Дюма, Гюстав Флобер…

Этот список можно продолжить. Но гораздо интереснее список другой. 60 романов, 20 драматических произведений, 11 тысяч писем, адресованных 5 тысячам корреспондентов, каждое из которых – маленькое литературное произведение.

8 июня 1876 года, в возрасте 72-х лет Жорж Санд умерла в своем имении Ноан. На похороны приехали из Парижа многочисленные друзья и поклонники таланта писательницы, в числе которых был Флобер, Дюма, принц Наполеон.

© Елена Атай