Портреты бача. Мальчики для удовольствия - сюрприз для русских колонизаторов в Туркестане 19 века.

107k full reads
168k story viewsUnique page visitors
107k read the story to the endThat's 64% of the total page views
9,5 minutes — average reading time
Бача -сарды (узбеки)
Бача -сарды (узбеки)
Бача -сарды (узбеки)

Тему эту я обнаружила, читая ваши комментарии, которые иной раз уходят в совершенно неожиданном направлении.

Соответственно - зашла в интернет в поиске деталей, и теперь вот, раз уж нашла, не пропадать же добру - делюсь новыми познаниями.

В 1840 - 1880-е годы, Российская империя, в ходе ожесточенных и тяжелых войн, а так же, в условиях борьбы с Англией, у которой были аналогичные планы, присоединила большие новые экзотические территории, известные под обобщенным названием Туркестан (туда входили земли, которые в дальнейшем превратились в Среднеазиатские республики СССР, а затем, в соответствующие независимые государства).

Территории эти обладали богатейшей, многотысячелетней историей и культурой, а так же - имели некоторые местные обычаи, которые настолько шокировали завоевателей, что они их и обозначить - то стеснялись.

В частности, одним из таких шокирующих обычаев было наличие в некоторых тюрко-говорящих областях Средней Азии такого явления, как бача.

Кто это?

Бача - это мальчик. Но не простой. Это очень красивый мальчик - с красивыми лицом, походкой и движениями, которого наряжали в дорогие пышные одежды, красили декоративной косметикой, и обучали эротическим песням и танцам.

Исследователь Туркестана Георгий Арендаренко:

...Если мальчик наделен белизною и чистотою лица, правильными перламутровой белизны зубами, тонкими бровями, выразительными черными глазами, двумя-тремя родинками на пухлых щеках, если он обладает звучным каким ни на есть голосом, если, главное, он достаточно строен телосложением и вообще выразительностью форм, если ноги у него гибки «как ива» настолько, чтобы исполнить самое трудное эротическое па... ему, «даровитому, счастливому созданию», предстоит слава и почитание такие же, какие воздаются в Европе первой балерине...

А вот, что писал художник Верещагин с места событий:

...В буквальном переводе „бача“ значит „мальчик“; но так как эти мальчики исполняют еще... не совсем нормальную роль, то и слово „бача“ имеет еще другой смысл, неудобный для объяснений...

Бача ценился именно в детско-юношеском возрасте - до тех пор, пока у него не начинала расти борода. После этого его карьера завершалась.

Кто мог стать бача?

Красивый, "розе подобный" мальчик из бедной семьи, чьи родители не видели ничего зазорного в том, чтобы отдать его на такое дело. Мальчика могли продать, а могли отдать в аренду, до достижения им непригодного возраста, и получать за это или процент с его дохода, или фиксированную сумму, или же мальчик сам высылал деньги семье, заботясь о благополучии родных.

Вообще, хорошенькие мальчики высоко ценились по всей Средней Азии. В тех местах, до прихода русских, во всю процветало рабство - и такие мальчики были самым ходовым и популярным товаром. Но - не все они становились бача.

Как относились к этому обычаю российские управленцы?

Отрицательно. Как и все остальные европейцы, в регионах, где они сталкивались с аналогичными обычаями. Но. Это был местный, очень распространенный обычай, который нельзя было топорно взять и запретить. Поэтому, уголовный кодекс Российской империи в этом случае не применялся. Любителей бача судили местным судом, и давали им легкие наказания. В наступлении на этот обычай российская администрация шла только заручившись поддержкой местного мусульманского духовенства (поскольку ислам такое тоже не приветствует), но борьба шла с переменным успехом, и решительно все это прихлопнула только Советская власть - не такая дипломатичная, как царская...

Где еще существовали аналогичные обычаи?

Например - в Турции:

турецкий аналог бача Кучек-Оуну
турецкий аналог бача Кучек-Оуну
турецкий аналог бача Кучек-Оуну

Они были тоже очень популярны в Османской империи, некоторые из них были настоящими звездами. Помимо танцев они предоставляли более интимные услуги тому, кто даст за это самую высокую цену.

Некоторые были настолько нарасхват, что меньше чем за месяц их выступление и заказать-то было невозможно. Великие местные поэты посвящали им поэмы. Великие местные композиторы писали для них песни... На их выступлениях мужчины приходили в такое волнение, что начинали буквально крошить друг друга - много убийств происходило в ходе соперничества за расположение мальчика...

А вот, какие воспоминания оставил друг Байрона Джон Хобхаус, с которым они вместе путешествовали по Востоку (1810 год):

...В этот день, я пошел с Байроном и компанией в винные заведения Галаты (район Стамбула). Взяли трубки и наблюдали двух старчески-уродливых мальчиков, с которых струился пот. Они исполняли танец, размахивая длинными волосами. Затем они расстелили циновку и, надев платки, стали исполнять танец александрийских женщин. С нами был янычар из города Эдэйра, который говорил по английски и бывал в Англии. Я спросил его, не кажется ли ему, что этих мальчиков, скорее всего, повесили бы в Англии? Несомненно, ответил он - но у турков всё по-другому.

Ради этого скотского зрелища мы заплатили пятьдесят пять пиастров, и это, как я понимаю, ещё не дорого...

в Египте:

египетский аналог бача - хавал
египетский аналог бача - хавал
египетский аналог бача - хавал

Как вспоминают европейцы, лично наблюдавшие их выступления, они танцевали лучше, чем женщины - танцовщицы, и были популярнее последних.

Вот, что писал один очевидец:

...В облаке пыли и сигаретного дыма возникли девочки-танцовщицы. Первое, что меня в них поразило, это яркость золотых шапочек на локонах... Двое из них казались особо красивыми; они были полны величия; глаза накрашены сурьмой, а щеки слегка нарумянены. Только щетина недельной небритости выдавала пол третьей танцовщицы и, приглядевшись внимательнее, я обнаружил, что танцующие девушки были на самом деле мальчиками...

Как обстоят дела в этом вопросе в настоящее время?

Обычай сохранился в Афганистане и Пакистане. На ютубе есть фильм ВВС, с подробным описанием текущей ситуации. Если кто- то, прочитав пост, внезапно проникнется темой - его легко найти.

А мы возвращаемся в Туркестан конца 19 века, к нашим бача.

Чем занимались бача после завершения карьеры?

Здесь обращаемся к свидетельскому показанию исследователя Туркестана Н.П. Остроумова:

...мальчики, выполняющие роль бачей, с раннего детства приучаются только к праздной, бездеятельной и разгульной жизни на счет дурных мужчин, известных под именем бачебазов, и таким образом, достигнув возраста 20—25-летнего, они сами обращаются в бачебазов и проматывают все нажитое, и затем, не привыкнув ни к какому труду, обращаются к легким промыслам, как то: к обманам, кражам и грабежам, т. е. само население воспитывает в себе вредных членов общества...

Итак, они скатывались на самое дно... Хотя, если посмотреть, они с него и не поднимались.

Кто потреблял услуги бача?

Бача-бази - играющие с мальчиками. Взрослая мужская часть населения соответствующего региона. Считалось, что женщина предназначена для рождения детей, а мальчики - предназначены для получения удовольствия. В этом не видели ничего плохого - но при одном условии - мужчина не должен был влюбляться в мальчика. В противном случае это было уже извращение...

Как жили бача?

Если закрыть глаза на их специфические функции - то как сыр в масле.

Бача имел хозяина, который, чаще всего, был вышедшим в тираж бывшим бача. Он мальчика обучал, наряжал, и сдавал, так сказать, в аренду. Но при этом - сам мальчик вполне проявлял себя.

Вот, какие описания современников остались на этот счет.

Врач В. Кушелевский, побывав­ший в Ферганской области в конце XIX века:

...Хозяева, или, правильнее назвать, обожатели, осыпают бачей подарками и лакомствами и ухаживают за ними, как за любой кокоткой...

Исследователь Туркестана Николай Петрович Остроумов. Рассказ киргиза о развлечениях сартов с бачами:

...Все сидели на полу. В средине комнаты, на шелковом коврике сидел красивый мальчик; на нем был роскошный и оригинальный женский костюм. С головы до ног он был украшен серебряными и золотыми монетами. Перед ним на подносе стоял большой чайник и маленькая китайская чашка. Я догадался, что этот мальчик не кто иной, как бача. Бача налил чаю из чайника в чашку, и все присутствующие впились в него глазами. Когда он подал чаю одному богато одетому юноше, юноша моментально соскочил с места и, приложив руки к груди, — чтобы выразить уважение, покорность и готовность услужить мальчику, — подошел к баче и низко поклонился. Юноша сел на коленах перед мальчиком и принял от него чашку чаю. Когда чай был выпит, юноша возвратил баче чашку, положив в нее целую горсть монет. Удостоившись целования рук и лица, молодой сарт при крике публики: «Ты счастлив!» сел на место. Потом бача из той же чашки угощал и остальных своих поклонников. Каждый из них, возвращая чашку, дарил мальчику монеты; но никто из обожателей не удостоился той милости, какой заслужил первый поклонник бачи. При окончании чаепития, унесли чайник и чашку. Тогда все принялись курить гашиш. Воздух наполнился дымом, и трудно было дышать. Из рта курильщиков бежала слюна; они сидели неподвижно, наклонив свои головы в одну сторону и не сводя глаз с своего кумира. Они были в каком-то особенном состоянии… Когда бача встал, вдруг все оживились: кто ударил в бубен, кто затрубил. Бача то и дело дикими скачками кружился в комнате. По временам он останавливался возле кого-нибудь и строил при этом различные гримасы и кривляния. Каждый сарт в то время, когда возле него останавливался бача, старался целовать полы его одежды, руки и башмаки; иной прикасался к его одежде или башмакам, а потом целовал свою руку, с умилением приговаривая: «Я готов быть твоим агнцем, приноси меня в жертву»...

И, наконец, Верещагин, который все увиденное не только описал, но и зарисовал.

покупка мальчика. картина Верещагина.
покупка мальчика. картина Верещагина.
покупка мальчика. картина Верещагина.

...В одной из комнат, двери которой, выходящие на двор, были, скромности ради, закрыты, несколько избранных, большею частью из почетных туземцев, почтительно окружали батчу, прехорошенького мальчика, одевавшегося для представления; его преображали в девочку: подвязали длинные волосы в несколько мелкозаплетенных кос, голову покрыли большим светлым шелковым платком и потом, выше лба, перевязали еще другим, узко сложенным, ярко-красным. Перед батчой держали зеркало, в которое он все время кокетливо смотрелся. Толстый-претолстый сарт держал свечку, другие благоговейно, едва дыша (я не преувеличиваю), смотрели на операцию и за честь считали помочь ей, когда нужно что-нибудь подправить, подержать. В заключение туалета мальчику подчернили брови и ресницы, налепили на лицо несколько смушек... и он, действительно преобразившийся в девочку, вышел к зрителям, приветствовавшим его громким, дружным одобрительным криком...

Портрет прилагается к описанию:

Портрет бачи. Верещагин.
Портрет бачи. Верещагин.
Портрет бачи. Верещагин.

Вот, как Верещагин описывает танец бачи и реакцию публики на него:

...Батча тихо, плавно начал ходить по кругу; он мерно, в такт тихо вторивших бубен и ударов в ладоши зрителей выступал, грациозно изгибаясь телом, играя руками и поводя головою. Глаза его, большие, красивые, черные, и хорошенький рот имели какое-то вызывающее выражение, временами слишком нескромное. Счастливцы из зрителей, к которым обращался батча с такими многозначительными взглядами и улыбками, таяли от удовольствия и в отплату за лестное внимание принимали возможно униженные позы, придавали своему лицу подобострастные, умильные выражения. «Радость моя, сердце мое», — раздавалось со всех сторон. «Возьми жизнь мою, — кричали ему, — она ничто перед одною твоею улыбкою» и т. п...

Кстати сказать, уголовщины в Туркестане при соперничестве за внимание бачи было ничуть не меньше, чем в Османской империи. Из-за них убивали. Ради них - разоряли свои семьи, отдавая баче последние деньги.

Но - читаем Верещагина дальше:

...Интереснейшая, хотя неофициальная и не всем доступная часть представления начинается тогда, когда официальная, т. е. пляска и пение, окончилась. Тут начинается угощение батчи, продолжающееся довольно долго... Вхожу я в комнату во время одной из таких закулисных сцен и застаю такую картину: у стены важно и гордо восседает маленький батча; высоко вздернувши свой носик и прищуря глаза, он смотрит кругом надменно, с сознанием своего достоинства; от него вдоль стен, по всей комнате, сидят, один возле другого, поджавши ноги, на коленях, сарты разных видов, размеров и возрастов — молодые и старые, маленькие и высокие, тонкие и толстые — все, уткнувшись локтями в колени и возможно согнувшись, умильно смотрят на батчу; они следят за каждым его движением, ловят его взгляды, прислушиваются к каждому его слову. Счастливец, которого мальчишка удостоит своим взглядом и еще более словом, отвечает самым почтительным, подобострастным образом, скорчив предварительно из лица своего и всей фигуры вид полнейшего ничтожества, прибавляя постоянно, для большего уважения, слово «таксир» (государь). Кому выпадет честь подать что-либо батче, чашку ли чая или что-либо другое, тот сделает это не иначе как ползком, на коленях... Мальчик принимает все это как нечто должное, ему подобающее, и никакой благодарности выражать за это не считает себя обязанным...

Данную часть Верещагин тоже запечатлел в картине, но, когда выставил ее в Петербурге, это привело к такому невообразимому скандалу, что художник своими руками картину сжег. Однако... сохранилась ее фотография. Любуйтесь:

Бача со своими фанатами. С уничтоженной картины В. Верещагина.
Бача со своими фанатами. С уничтоженной картины В. Верещагина.
Бача со своими фанатами. С уничтоженной картины В. Верещагина.

А теперь, когда вы напитались знаниями - фотографии тех самых чудо - мальчиков.

бачи. фото из открытого доступа в интернете.

Как видим, в зависимости от степени красоты, а скорее всего и ума мальчика, сильно разнилось их материальное положение и круг почитателей.

О чем это я? О том, насколько разными могут быть люди, их обычаи, и представления о добре и зле...

Открыла новый канал: Укус Клио.