Что должен знать и уметь преподаватель английского взрослым онлайн в EnglishLab.Net? Часть 3. НУЖЕН ЛИ ИНЯЗ

08.05.2018

ELN Insider, "Behind the Scenes", Issue 40, 2018

А иняз профильный обязательно нужен?
А иняз профильный обязательно нужен?

И да, и нет. Если у кандидата выполнены нормативы по языку и методике преподавания, то, в целом, этого, на базе просто высшего образования, любого, достаточно. То есть общее развитие, кругозор, просто высшее образование - это база. К нему можно приложить английский уровня C2.1, методику преподавания взрослым (или иной возрастной группе, фундаментальное что-то), зачёт по педпрактике и призвание, чтобы на работу не как на каторгу. На мой взгляд, этого достаточно.

Идти ли в вуз за методикой, ограничиться ли TKT или также пройти CELTA/DELTA, поступать ли в магистратуру или придти учиться в ELN cразу тому, как ехать без особых шашечек* - это личное дело каждого. На сегодня у всех преподавателей ELN высшее профильное образование (в программу вуза входил и английский, и методика - но у всех разные пропорции) * В планах у нас "шашечки" тоже, кстати - вопрос аккредитации программы по методике это вопрос пары-тройки лет, все работники тогда получат "корочки".

У меня самой был вынесен мозг в своё время сильно по части того, как сложно получать второе высшее, потому училась я в итоге в магистратуре по TESOL направлению, а не второй раз на бакалавра, и, если честно, я не думаю, что всем обязательно нужно то же самое, есть пути значительно проще, практичнее и дешевле (ну, кроме как если очень хочется для души красивую бумажку на стену в рамочке).

Любая магистратура это именно research, теоретические какие-то изыскания, которые немножко должны двинуть науку; если интерес больше прикладной, то нужна не магистратура, а практические курсы методики преподавания с практикой, в магистратуре там несколько другое.

Скажем, я один из курсовиков, учась в магистратуре в Манчестере (по ссылке ещё про то, чего там мне не хватило, куда пошла учиться дальше), писала про признаки русского акцента, анализировала произношение нескольких учеников, сравнивала с исследованиями других researchers - получила в итоге список того, что бывает, изучила тему о том, "что делать": мне это в работе пригождается.

Другой курсовик был анализом IELTS essays, что заставило меня сильно углубиться в тему contrastive rhetoric - по этому, полагаю, что несложно догадаться, откуда у меня специализация именно в teaching writing skills for exams.

А ещё одна research paper была посвящёна вниканию в IELTS Speaking part 2 (карточки). По итогам исследования разработан алгоритм ответа для этого задания устной части IELTS.

Моя выпускная работа материализовалась как система с виртуальными классами, где я и мои коллеги сегодня преподаём английский онлайн. В соседней статье на Дзене тут подробнее.

Но темы-то исследовательских работ я сама выбирала!

У однокурсников они были ДРУГИЕ, так как задания в моём вузе были все в формате "выбери задачу в своём teaching context-е и реши её". Если у кого-то из однокурсников была задача уровня "ученики 12 лет плохо себя на уроке ведут, что делать с classroom management" или "как мотивировать учеников читать вне уроков" - то они именно эти задачи в курсовиках и решали, а это значит, что они не умеют то, что умею я, закончив тот же вуз, а я не знаю и не умею решать те задачи, которые они решили в процессе написания своих курсовиков.

Мораль в том, что the devil is in the details. Есть у вас профильное образование высшее или нет - надо смотреть, что оно вам дало. Если вы его получали или получить хотите "для галочки", а не так, что 5-7 лет жизни ему посвятить и какие-то серьёзные исследования делать в процессе, просто потому, что самой или самому интересно, то ... скорее всего это просто дорогая бумажка. Или недорогая. Смотря что за иняз и программа.

ВЫШЕ ЛИ ЗАРПЛАТА У ТЕХ, у кого ПРОФИЛЬНЫЙ ИНЯЗ с MA или PhD

Обычно ... нет. Если речь о работе в частном секторе, а не в вузе в Великобритании, Канаде, Австралии и т.п. на позиции профессора или MA course tutor.

Платят учителям английского (не путать с профессурой в вузах в развитых странах побогаче) именно за то, чтобы человека обучить английскому. Зачастую всё за те же самые does-ы и did-ы. Не за высокие материи. Английский обыкновенный. Просто если реально умеешь преподавать, то можешь научить значительно быстрее, чем "Мариванна с улицы", и без последствий в виде "ярко выраженного акцента" и "рунглиша" у подопечного.

То есть ситуация в частном преподавательском секторе часто в том, что многие сначала выучиваются, как преподавать, а потом получают корочки, чтобы доказать себе и миру, что "да, я точно преподаватель".

Если уже есть хороший английский, методика, опыт работы, вы преподаёте английский очно или онлайн, к вам очередь локально, надо понимать, что поступление в магистратуру или докторантуру уровень доходов не повысит, если вы планируете дальше преподавать "просто английский".

Получив "корочки" вы сможете повысить ставку урока на 10-20%, если захотите, конечно, и, потеряв какое-то количество студентов, полгода нервов, получите чуток повыше доход (причём последнего может не случиться, если кто-то твитнёт новость, от которой обвалится валютный курс так, что весь цех вынужден будет затянуть пояса потуже). К слову сказать, я живу уже при третьей валюте - родилась когда, были рубли, потом кроны, сейчас евро. Не факт, что оно так протянет до моей пенсии. Про пенсию отдельно бы хорошо откомментировать, но то тема для отдельного разговора на кухне.

Если в планах работать в частном секторе, то хорошо преподавать английский ,общий и к экзаменам вполне можно научиться без великого надрыва в направлении academic research: помните, что любые исследования делаются в первую очередь 1) для души исследующего 2) на теоретическое благо человечества, причём само человечество вклад исследующего с высокой долей вероятности при жизни исследующего ... не оценит (ну, кроме как если исследователь сам найдёт прикладное применение всему, откроет свои курсы или школу, а также найдёт спонсоров или инвесторов, или работодателя, кому именно PhD или MA корочки (а не навыки объяснения дазов и дидов и обучения speaking skill) будут "свет в окошке", за которые он будет готов платить больше (когда найдёте такого, сообщите мне, пожалуйста, хочу лично познакомиться)).

Вы только что дочитали 40-ой выпуск серии ELN Insider, "Behind the Scenes", 2018

ЧАСТЬ 1 Требования по языку
ЧАСТЬ 2 Методика
ЧАСТЬ 3 Нужен ли иняз
ЧАСТЬ 4 Чья зарплата выше
ОБ УРОВНЯХ АНГЛИЙСКОГО
Можно почитать в соседней статье.
И есть ещё серьёзный текст о том, как замерить свой уровень.
ЕСЛИ БЫЛО ИНТЕРЕСНО и/или ПОЛЕЗНО,
"ставьте лайк" + подписывайтесь на канал (С кем имею честь? ENG RUS) . Также буду рада вам в Facebook, VK и Twitter. Или почитайте ещё что-нибудь про IELTS (о том, как его сдавала, например, и откуда знаю, как к нему подготовить хорошо) или разновидностях бизнес-английского.