English. Как учить слова. Что полезнее: списки отдельных слов ИЛИ словосочетания (collocations)? (ч.2)

ELN Insider, "Behind the Scenes", Issue 82, 2018

Далее будет формат вопрос-ответ, так как занимающиеся в ELN с энтузиазмом восприняли тему и максимально конкретизировали затруднения на текущем этапе.

Имеет ли смысл учить отдельные слова списками? Если да, то как оптимизировать процесс?

СПИСКАМИ имеет смысл учить некоторые слова. Но учить желательно так, чтобы "много раз не вставать".

В списочном формате имеет смысл заучивать однотипные слова или фразы, которые "можно подставить в формулу" или использовать в предложении или в сочетании с другими словами, не переживая при этом, что будет ошибка с артиклем, предлогом или на сочетаемость слов.

"Списочной" лексикой зачастую будут однообразные существительные, как-то названия предметов мебели, одежды, дней недели, месяцев года, профессий, школьных предметов, офисного оборудования, всевозможных представителей флоры (цветов, дикорастущих трав, кустарников, деревьев) и фауны (млекопитающих, грызунов, рептилий, насекомых), частей тела живых существ, овощей, ягод, фруктов, названий стран, городов, национальностей, но С ОДНОЙ ВАЖНОЙ ОГОВОРКОЙ. Одно из слов в каждом микросписке имеет смысл записать в формате "формулы", то есть указать сочетаемость, предлоги или артикли, чтобы было понятно, что делать с другими словами в списке "по аналогии".

Списком можно (а зачастую нужно) учить неправильные глаголы в трёх формах, пары антонимов (разные части речи), и довольно много прилагательных с повышенной или легко понятной сочетаемостью (например, названия цветов (синий, жёлтый и т.п.) или вкусов (горький, солёный и т.п.).

Отмечу, что это малая толика того, что ок "учить списком". Если нужно больше примеров (или беспокоит конкретный список) - пишите, доуточним в следующих выпусках. А сейчас - переходим к конкретике.

ПРИМЕР 1

Если вы учите названия дней недели, то

on + Monday (то есть отмечаете себе, что с предлогом ON, без артикля, всегда название c большой буквы), last/this/next/every/every other + Monday (тут делаете отметку, что перед словам last/this/next/every/every other никаких предлогов и артиклей), on + Monday + morning/afternoon/evening/night (если перед частью дня день недели, то опять предлог ON, и нет других предлогов и артиклей) ... и вот дальше уже можно списком доучить названия всех остальных дней недели, они будут использованы вместо Monday, правила все те же.

ПРИМЕР 2

Если учите название жанров музыки, то по формулам like/ listen to + rock music / rock / the music of the '90s / the XIXth century (то есть отмечаете, что чаще всего будут глаголы like и listen to, после listen предлог to, и далее если жанр - то без артикля (rock или rock music), но если музыка какого-то десятилетия или века, то (the music of) + the + либо десятилетие, либо век, причём произношение в первом случае "девяностые - nineties", а во втором "девятнадцатый - nineteenth" - другие числительные по той же логике). И дальше, если алгоритмы и принципы подстановки слов-названий муз. жанров в формулы ясны, то можно учить хоть 100-200 наименований разных жанров списком.

А ЧТО БУДЕТ, если просто выучить списки

Monday - Tuesday - ....

rap - rock - jazz - ...

С высокой долей вероятности будет путанка с артиклями (человек будет добавлять a/an/the там, где не надо), также очень вероятно, что будет путаница с предлогами in/on/at перед днями недели, и человек может "терять" предлог "to" после "listen". Причём тянуться такое может ... годами.

А ЕСТЬ КАКИЕ-ТО СПИСКИ, которые "без формул" можно учить?

ПРИМЕР 3

Конечно. Числительные. Один - первый, два - второй. Но тут с ними всё равно немного мозг надо включить и учить с артиклем порядковое - one / the first, two / the second, и вообще очень полезно выучить с ними название месяцев года в формате

January is the first month of the year, etc, тогда много мелких слов сразу будут в состоянии автопилота. И заодно запомните, что названия месяцев года всегда с большой буквы и без артикля.

А если научиться быстро говорить 31 предложение по алгоритму (британский вариант, подходит для IELTS): on the 1st of January, on the 2nd of February, и так по кругу примерно 2.5 раунда до 31, (дойдя до on the 12th of December, перейти к on the 13th of January, etc), то вот не будет проблем с датами.

ПРИМЕР 4

Irregular verbs (take - took - taken, swim - swam - swum) - вот тоже на старте можно списком, но потом ... всё равно надо будет вникать. Чтобы в предложении их задействовать.

ПРИМЕР 5

Прилагательные, обозначающие цвета (blue, yellow, etc) - вот такое можно списком без формул. Хотя ... ))

ГДЕ ГРАНЬ - когда лучше списком учить, а когда заморочиться до словосочетаний?

Давайте всё-таки конкретику брать и примеры.

ПРИМЕР 6

Скажем, те глаголы, которые могут в гордом одиночестве без дополнений использоваться, могут быть относительно безопасно заучены в "голом виде" (например, read, write, sit, stand, swim, talk).

ПЕРЕХОД к COLLOCATIONS

Однако, если это глагол, после которого "ещё надо что-то сказать", чтобы получилось осмысленно, то вот это "ещё что-то" надо учить сразу. Например, "слушать музыку" listen to music, "ждать кого-то" wait for sb, "выходить из дома на работу" leave _ home for work, "жить в городе - жить в деревне" live in the city - live in the country(side)

- все эти выражения таковы, что использование и отсутствие предлогов и артиклей в них весьма напряжно КАЖДЫЙ раз в потоке речи выводить аналитически - проще и быстрее их сразу учить такими вот полуфабрикатами (можно и причины выучить, почему так, но полуфабрикат даёт речи беглость, а аналитика ...

Давайте лучше пример ещё приведу )

Самостоятельно "выводить" предлоги и артикли "по правилам", когда говоришь с кем-то, то есть в боевых условиях, вместо того, чтобы воспользоваться готовыми полуфабрикатами-словосочетаниями (collocations) - это сродни плану "сейчас скажу существительное мужского рода в творительном падеже единственного числа с глаголом второго спряжения совершенного вида во мн числе c приставкой, но без суффикса" (:D - сколько времени у вас взяло придумать такое?) - а если в таком ключе про каждое слово думать, то вообще можно онеметь навечно, причём в родном языке тоже)

КНИЖИЦА ЕСТЬ - там самые полезные словосочетания для заучивания поделены на темы, слева в каждом разделе теория, справа - упражнения, в конце книги - ответы.

Если найдёте издание 2005 года, то там были самые нужные collocations (потом издательство поделило- распилило на две книги, intermediate и advanced, что чуть хуже, так как высокий уровень часто соответствует малонужному в жизни, а в среднем выкинуто то, что повыше уровнем, но часто встречается )
Если найдёте издание 2005 года, то там были самые нужные collocations (потом издательство поделило- распилило на две книги, intermediate и advanced, что чуть хуже, так как высокий уровень часто соответствует малонужному в жизни, а в среднем выкинуто то, что повыше уровнем, но часто встречается )

Минус у книги выше только один - волшебный пендель, помогающий самоорганизоваться и "подсесть" на регулярные занятия, в комплекте не продаётся.

Продолжение следует.

Вы дочитали 82-ой выпуск серии ELN Insider, "Behind the Scenes", 2018
ЕСЛИ БЫЛО ИНТЕРЕСНО и/или ПОЛЕЗНО,
"ставьте лайк" + СОХРАНЯЙТЕ себе НА ПАМЯТЬ в Фейсбуке, ВКонтакте или Твиттере, ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ в СОЦСЕТЯХ + подписывайтесь на канал Альтернативно, можно перейти к списку публикаций об IELTS или разновидностях бизнес-английского. Или на главную страницу канала. Об авторе: ENG RUS