IELTS Writing. Что есть "грамматика", а что "лексика"? Другие параметры. Возможно ли заниматься "чисто IELTS writing-ом"?

26 July 2018
302 full reads
516 story viewsUnique page visitors
302 read the story to the endThat's 59% of the total page views
8 minutes — average reading time

ELN Insider, "Behind the Scenes", Issue 106, 2018

В EnglishLab.Net достаточно часто обращаются за помощью в подготовке к IELTS General Training Writing, чуть реже нужна помощь с IELTS Academic Training Writing. Причём чуть ли не каждый уверен, что есть "уроки по райтингу". На деле же всё значительно сложнее, так как "writing" - это сумма из нескольких слагаемых, и чтобы сумма выросла, нужно растить те слагаемые, которые наиболее западают или которые проще быстро вырастить до нужных показателей.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ "просто" WRITING?

Чтобы написать текст, нужно знать, во-первых, ЛЕКСИКУ и ГРАММАТИКУ.

Лексика включает в себя орфографию (правописание, spelling), а также большой активный запас idiomatic lexis, пласта лексики, которая представляет из себя устойчивые и полу-устойчивые словосочетания из двух или нескольких слов, относительно которых "грамматических правил нет", их просто учат по большей части.

К ним относятся как всем известные collocations, так и идиомы настоящие (true idioms), исторически прижившиеся в языке сравнения - similes (сравнения as ...as, например, as busy as a bee), фразовые глаголы (phrasal verbs, примерами будут cut down on sth и make sth out), пословицы, поговорки, крылатые выражения ("Appearances are deceptive" и "The bigger, the merrier", например), а также неделимые сочетания из двух или трёх элементов, в которых ничего нельзя переставлять - binomials & trinomials (примером первых будут такие слов и понятия, как hide-and-seek и track and field, а вторых - sex, drugs, and rock'n'roll).

Отдельно следует отметить, что collocations обычные, то есть устойчивые словосочетания, смысл которых складывается из смысла компонентов, сами по себе понятны, если читать или слушать; что делает их сложными, так как это необходимость заучивать либо артикли, либо предлоги, так как не всегда "логично" они используются, плюс не всегда слова в английском можно комбинировать так же, как в каком-то другом.

Примерами collocations будут сотни существительных, прилагательных и глаголов с зависимыми предлогами, устойчивые сочетания с артиклями и без, а также просто сочетания "прилагательное-существительное" и "глагол- существительное" (с предлогами-артиклями или без), которые никакой "логикой русского языка" или "правилами по грамматике" вывести нельзя.

Примеры слововосочетаний такого рода будут "lead to an increase in sth", "listen to music", "due to ill health", "arrive at work", "leave home for work", "be jealous of sth/sb" и тысячи других.

Если общий английский в плане лексики сильно хромает, то "уроки по writing" ничего не пофиксят, ибо учить надо сам английский. Как правило, уровневый учебник английского требует 2-3 семестра на прохождение в темпе 3-4 раза в неделю (около 135 аудиторных часов, в семестре обычно около 15 недель).

Грамматика это всем известные "правила про времена", но этим грамматика не ограничивается. Её можно условно поделить на несколько блоков, я лично разделяю на три.

Первый - это грамматика глагольная (tenses, passives, conditionals, wishes, reported speech, infinitives and gerunds, modals). Очень мало в этом блоке в традиционных учебниках уделяется внимания порядку слов (только тема инверсий и вопросительных предложений его касаются, чего зачастую недостаточно для уверенного построения предложений так, чтобы не было чувства, что "тут всё ок вроде, но спинным мозгом чувствую, что неноситель языка написал").

Второй - это грамматика существительного и его "друзей" (определяющие слова (determiners), тут артикли, количественные словосочетания, местоимения всех видов и мастей, прилагательные, наречия, отчасти предлоги и артикли - те, что как-то подчиняются правилам). Тема порядка слов затрагивается в разделе прилагательных и наречий, но это зачастую делается очень поверхностно.

Третий - это синтаксис и пунктуация. Правила о порядке не просто слов, а о комбинаторике элементов побольше - всех возможных перестановках оборотов и простых предложений в составе сложного на уровне предложения. И всё-всё о знаках препинания и соединительных словах и словосочетаниях, которых собирательно величают "cohesive devices". Часть из последних называют союзами (conjunctions), а часть - linkers ("связками").

Есть ещё грамматические моменты, но они уже в роли "высший пилотаж", не будем сейчас углубляться.

КАК ОЦЕНИВАЮТСЯ ЛЕКСИКА и ГРАММАТИКА в IELTS WRITING (да и SPEAKING тоже)

Лексика и грамматика в совокупности дают 50% от оценки, и обе оцениваются по 2-м параметрам: accuracy and range.

Accuracy - это правильность. То есть, если ошибки есть, то это inaccurate, а если нет, то accurate. Но правильность ещё имеет подпункт. В лексике это точность словоупотребления, то есть надо не просто сказать уметь "такой длинненький овощ малокалорийный, на парниковый огурец похож, но потемнее и в крапинку бывает, и семечки побольше", а точно определить, что "цуккини". Что показывает более высокое владение языком, умение дать вот такое длинное определение или назвать точное слово - это вопрос для холивара (мне сейчас некогда), но факт остаётся фактом, в критериях есть слово "precision". В лексике также важны орфография (правописание) и стилистика. Если слово неверно написано или не того стиля - это уже inaccuracy. В грамматике ошибкой будет не только путанка с дазами и дидами (does / did). К ошибкам относятся также ляпы с пунктуацией и порядком слов. Поскольку пунктуация блокирует получение баллов выше 6-ки за грамматику, то готовящимся к IELTS часто нужен спецкурс по пунктуации, в который входит изучение синтаксиса со множеством linkers, и речь в основном о сложноподчинённых предложениях.

Range - это разнообразие лексических (см. выше примеры подвидов idiomatic language) или грамматических структур (в грамматике на уровнях выше 6-ки нужно демонстрировать также разнообразие синтаксических конструкций, особенно типов сложно подчинённых предложений с правильной пунктуацией) . Следует отметить, что в реальной разговорной и письменной речи (тут речь о письмах и email-ах) нормальные люди употребляют в основном конструкции попроще, если речь о грамматике, а если о лексике, то тяготеют к высокочастотным словам, которые чаще всего нужны (было бы нелогично, если бы было как-то иначе), исключением будут письма по работе, где профжаргонизмы могут быть, но в IELTS супер-пункты набираются за less common и uncommon vocabulary, если удачно сможешь использовать, то есть задачка усложнена тем, что надо "естественно использовать то, что неестественно". Чтобы было совсем понятно, отмечу, что нормальный человек, если не согласен, скажет "yes, but ... ", а не "I see what you mean; however, I'm afraid I can't concur with this idea". И вот это последнее - это реально A PAIN. Научить можно, но английский ли это - хороший вопрос. В любом случае, я очень хорошо умею менять аналоги "йес-батов" на "крокодилы C1-C2 уровня, могу научить - многим помогает получить недостающие 0.5 балла, как за письменное, так и за устное.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ "GT & AT WRITING" помимо лексики и грамматики?

Помимо лексики и грамматики, есть ещё два параметра, которые дают вторые 50% от оценки. В Task 1 первый называется Task achievement, а в Task 2 - task response. Второй параметр в обоих заданиях - cohesion and coherence.

ВЗОРВУ МОЗГ, МОЖНО? )

У большинства, кто в школе английский и вузе учил, грамматика-лексика на 6-ке где-то. А в школе мы все проходили, как вычислять среднее арифметическое. Если вас на том уроке не было, то напомню на примере IELTS.

Если вам за письмо (график) или эссе поставили 6, это говорит что среднее арифметическое 4х цифр - 6. Если грамматика и лексика 6, и общий средний балл - тоже 6, это говорит о том, что у вас за task response и cohesion and coherence тоже ... где-то 6.

Но эти параметры ведь не совсем про английский! Task response это больше о том, как вы тему поняли, как на вопрос ответили, как обосновали свою позицию. В письмах и графиках - там вообще очень сложно сделать что-то не то. Но если 6-ка всё-таки за этот параметр, значит ... вы начитались шаблонов на интернет-заборах и что-то делаете капитально не то. ИЛИ вы делаете то, но у вас грамматика с лексикой где-то в районе 3-4 болтаются, elementary/pre-intermediate.

Cohesion - Coherence это больше в сторону грамматики, того третьего блока про линкеры и сложные предложения. Cohesion (тут однокоренное понятие (a) cohesive plaster - лейкопластырь) - это склейка предложений связующими словами и фразами (можно сравнить с лингвистическим скотчем), а coherence (когерентность) - это логика, смысл. Обычно логика нарушается, если проблемы со словами референтами (в основном местоимениями, которые ссылаются на ранее сказанное, всякие it, them, that, which, him, them, а также словам, подобным so и such) - ошибки на употребление этих слов обычно допускают те, кому никак не сдаётся does и -s у present simple, и кто путает is/are, was/were, has/have - с точки зрения языка нелогично, если речь о мн числе, а использовано ед число, или наоборот. То есть, по сути, это особый пласт грамматики, который оценивается отдельно.

ТАК ВОТ, ЕСЛИ у вас "ХРОМАЕТ WRITING", то чем надо заниматься?

Очень надеюсь, что на данном этапе вы уже догадались, что "уроков по writing-у" не бывает и быть не может.

А ЧТО БЫВАЕТ?

Если низкий уровень грамматики или лексики, то имеет смысл изучать курс общего английского 1-2 семестра. Иногда больше, смотря какой старт. Ибо "стратегиями" (курс 40 уроков) больше 0.5 балла не сдвинуть в короткие сроки (короткие сроки - 1 семестр, занятия 3-4 раза в неделю 10-15 недель индивидуально или 7-8 раз в неделю в тот же период в паре, что эффективнее, но человека в пару своего уровня с теми же сроками и слодножстями и приоритетами, доступного в то же время, что и вы, найти сложно) .

Исключением будет только случай, когда реально повезло - на экзамене попались задания, очень похожие на те, которые разбирали в классе. Во всех остальных случаях прогноз неблагоприятный.

Если показатель грамматики достаточно высокий, на тесте на школьном сайте больше 4х баллов из 5-ти, то тут можно поделить на предметы и cпецкурсы, скорее всего семестра или полутора будет достаточно для подготовки.

Если грамматика между 3 и 4 - то вам может потребоваться спецкурс по артиклям, пунктуации или особой грамматической теме, которая западает лично у вас. И времени может занять подготовка больше 2х семестров, так как с pre-intermediate/intermediate по грамматике на 7-ку - это начало advanced - это сам английский нужно учить.

ПРЕДМЕТ 1: LETTER WRITING

Делится на 2 модуля: Formal letters и Letters to Friends. Минимальное количество часов в неделю 1.5-2 (1 раз 1.5 часа или 2 раза по 1 часу). Два модуля изучать одновременно - не очень продуктивно. Лучше подкинуть монетку и выбрать что-то одно на старте. Если надо быстрее - уплотнять количество занятий в неделю. Если надо дешевле - искать пару для занятий, но это не факт, что уменьшит количество занятий - можно сравнить с кредитом: занятия в паре могут занять больше времени, и "плата" за напарника или напарницу - это как процент по кредиту, если курс окажется на N уроков длиннее, чем был бы индивидуально. Но в месяц дешевле будет, и одно занятие тоже будет дешевле.

Продолжительность каждого модуля 10-25 часов, смотря какой уровень и какие сложности у конкретного человека. База заданий большая. Самое оптимальное, изучать письма два семестра - один formal letters, второй - less formal ones. И можно ещё интенсивно каждый день - две-три недели первый модуль, две-три - второй. Но это надо в отпуск, ибо это домашние задания надо делать и легко не будет. В один семестр тоже можно уложиться, 5-6 недель один модуль, 5-6 недель второй, но занятия должны быть несколько раз в неделю.

ПРЕДМЕТ 1: GRAPHS, CHARTS and MAPS

Этот для "академиков" - в соседней статье.

ПРЕДМЕТ 2: ESSAY WRITING и ОСНОВНЫЕ СПЕЦКУРСЫ

Начинается вводным курсом INTRO TO ESSAY WRITING (разбираются критерии оценивания, уточняется, что такое task, и что вообще в эссе в каком абзаце писать надо, проводится "зачистка" мифов в голове, у много раз сдававших неудачно их обычно несколько штук и все "в тельняшках").

Вводный курс по эссе плавно переходит в спецкурсы о пунктуации и перефразировке и анализу задания эссе. Курс может быть совмещённый, но можно и по отдельности.

Курс перефразировки учит писать вступления к эссе, topic sentences в абзацах, а также последний абзац и выводы. Плавно переходит обычно в essay topic discussions (debates), которые можно посещать в паре или группе (на урок выбирается тема эссе, обсуждается с конспектированием важного, дома пишут уже (по желанию) эссе целиком, проверки эссе на базе обсуждений обычно не занимают много времени, около 30-40 минут.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СПЕЦКУРСЫ

Если человек делает много ошибок на артикли, предлоги, просто разношёрстное и ощущения "обнять и плакать", то тут могут быть рекомендованы спецкурсы точечно по тем темам, которые наиболее западают. Но заранее по аватрке желающего заниматься сказать, какие именно спецкурсы могут быть нужны, нельзя. Бывает, что орфография и фонетика нужна, чтобы исправить ошибки на spelling, а бывает, что нужно общий английский, практику ответов на разные дискуссионные вопросы, чтобы научить человека бегло генерить идеи, приводить примеры и называть причины.

"ПРОВЕРКИ" ЦЕЛЫХ РАБОТ

По-английски это feedback sessions. Тоже полезный компонент. Но к ним имеет смысл переходить, когда уже изучен вводный курс в эссе и курс пунктуации, если речь об IELTS Writing Task 2. В случае писем и графиков тоже логично пройти вводный блок уроков, а также курс по пунктуации (он общий для всех заданий). В ряде случаев ещё какие-то спецкурсы нужны, обычно понятно становится, что именно, когда начинаются первые сложности с эссе или первым заданием.

Спасибо, что дочитали - вам бонус, файлик-таблица с темами эссе и писем из официальных IELTS сборников в соседней статье. И ещё больше информации о подготовке к IELTS.

Вы дочитали 106-ой выпуск серии The ELN Insider, "Behind the Scenes", July-August, 2018. Понравилось? Ставьте LIKE!
О школе, реквизиты, о том, как записаться, как найти пару для занятий, сколько стоят уроки, как производится оплата, кто преподаватели и многое другое - в соседней публикации