Марина Цветаева. Жизнь в эмиграции

Когда речь идет о завоевании или оккупации государства, нужно помнить, что говорим мы не только о захваченных городах, лесах и поселках. Это, прежде всего потеря внутренней свободы людей, живущих на этой земле. Лишение права свободно любить эту землю, гордиться ею, во всей полноте ощущать ее национальную самобытность. Захват государства всегда страшен тем, что лишает человека той важной жизненной основы, которую может дать только чувство причастности к своей свободной Родине.
Очень много потеряла Чехословакия тогда, когда были захвачены Судеты. Потеряла как в экономическом, так и в политическом смысле. Но мы остановимся на том, как ситуация Чешского государства была воспринята человеком, обладавшим незаурядным, творческим мироощущением. Как трагедия страны становится трагедией личности.

Марина Цветаева
Марина Цветаева

Жизнь Марины Ивановны Цветаевой долгие годы эмиграции была связана с Чехией, здесь она сумела обрести ощущение родной земли и какой-то родственной близости к ее народу. 1 октября 1925 г. М. И. Цветаева напишет:

«Я Прагу люблю первой после Москвы и не из-за родного славянства, из-за собственного родства с нею: за ее смешанность и многодушие».

Расставание с Родиной всегда страшно, для Марины Цветаевой оно было страшно вдвойне, потому что, уезжая, она испытывала ощущение не расставания, а окончательной потери: та Россия, которую она любила, для нее была потеряна навсегда.

Марина Цветаева очень рано ощутила властное влияние прекрасного мира искусства. Она с детства жила в атмосфере музыки, поэзии, изысканной живописи. Жизнь была наполнена ощущением чуда, которое дарит человеку близость прекрасного. Волшебный мир музыки, льющейся из-под виртуозных пальцев матери, и тихие залы Музея изящных искусств, где так долго царил отец, навсегда провели грань между сложностями жизни и пошлостью.

Еще в юности Марина Цветаева поняла, что жизнь противоречива и непредсказуема, очень рано в ее поэзии зазвучали трагические ноты. Но до революции 1917 года Марина Цветаева пыла счастлива, как только может быть счастлив человек с таким сложным мировосприятием. Жизнь не требовала от нее того, чего она не могла сделать: идти на компромиссы, ломать себя, писать не о том, о чем хочется, вернее, иначе просто не умела. Она была всегда внутренне свободна, тонко чувствовала человеческую порядочность, благородство, жила по какому-то своеобразному «кодексу чести», нравственную цельность человека ценила превыше всего. И верность этому пронесла через все перипетии жизни. Уже в 1938 г. она пишет:

«Дай Бог, всего хорошего, чего нету, и сохрани Бог то хорошее, что есть».

Кроме всего, Марина Цветаева была любящей женой и счастливой матерью. И в стихах, посвященных дочери и мужу, воплощала именно эту свою верность «моральному закону внутри нас».
«Стихи о Москве» говорят о том, как тесна связь поэтессы с Родиной, с ее прошлым и настоящим: тоска, любовь, радость живут единой жизнью с Москвой, с Россией.
Революция отнимет у Марины Цветаевой сначала мужа, потом Родину. Не поймет и не примет поэтесса революцию.
С. Я. Эфрон идет в Добровольческую армию, и Марина Ивановна надолго теряет его из виду. Только в 1921 г. И. Г. Эренбург привезет ей сведения о муже, который окажется в эмиграции. Поэтесса принимает решение немедленно ехать к нему.

17 лет проведет Марина Цветаева вдали ют России. Берлин, Чехословакия, Париж... Особенно Чехословакия...
В Чехии у Марины Ивановны родится сын. Здесь она переживет ту свою «несчастно-счастливую» любовь, воспоминания о которой пронесет через всю жизнь, здесь она встретит верных, понимающих друзей - особенно сблизится с Анной Тесковой и связь эту сохранит на долгие годы.

Очень много значила Чехословакия для Цветаевой. И тем ужаснее была для нее весть о решении Мюнхенского договора. Может быть, впервые в жизни русская поэтесса стала интересоваться политикой, с болью и ужасом читая газетные сообщения, к которым ранее была равнодушна.

«Я в жизни не хотела назад ни в один город, совсем не хочу в Москву, а в Прагу хочу, очевидно, пронзенная и завороженная. Я хочу той себя несчастно-счастливой, - себя Поэмы Конца и Горы, себя - души без тела, всех тех мостов и мест».

Продолжение следует...

Понравилась публикация? Не стесняйтесь, ставьте лайки (ручка вверх) подписывайтесь на канал и делитесь с друзьями.