Мигранты в Российской империи

В мае 1912 г. на первой странице газеты «Инкерий» большими буквами было набрано объявление:

«27 мая в саду клуба близ Удельной состоится совместный весенний праздник петербургских Обществ трезвости».

В программе была обещана приветственная речь, духовой оркестр, спортивные соревнования, выступления хоров и пяти различных театральных коллективов. Вначале ХХ века праздники не были чем-то необычным в жизни финской колонии Петербурга, подобные мероприятия и собрания устраивались в огромном количестве. Но путь к этой активной деятельности был долог и тернист.

Первые признаки общественной жизни мигрантов в России стали проявляться уже в середине XIX в., когда были учреждены шведское и финское Общества благородных дам. Первое быстро захирело, но второе просуществовало вплоть до революций. В 1870-х гг. было основано «Скандинависка Вельйёренх» - объединение, которое занималось благотворительной деятельностью среди петербургских скандинавов.

Скандинавское благотворительное общество
Скандинавское благотворительное общество

"Аристократическое Общество благородных дам" в середине 1880-х гг. получило конкурента в лице "Петербургского Финского женского общества", переименованного позднее в «Женское общество». Эта организация представляла интересы простых слоев населения. В это же время родилось «Финское благотворительное общество», члены которого были выходцами из среднего класса. Оно просуществовало до 1917 г. и в отдельные периоды своего существования вело весьма активную деятельность. Уже в 1867 г. было основано «Финское общество ремесленников», но его существование оказалось непродолжительным.

Организационная деятельность петербургских финнов разворачивалась среди «лучших людей» и проходила под знаком благотворительности. Потребность в ней, определенно, существовала. В отчете Петербургского «Финского женского общества» за 1888 г. отмечалось:

« ... здесь, за пределами нашего любезного отечества, среди чужого народа, многие наши сограждане, отцы и матери семей потерпели катастрофу, оказались на краю нищеты или ушли в царство мертвых».

Вначале деятельность благотворительных обществ была скромной и хаотичной, но в 1890-е гг. картина изменилась. Усилия обществ стали концентрироваться вокруг социальных проблем. «Финское общество благородных дам» оказывало финансовую поддержку приюту для девочек, расположенному на церковном подворье, в котором в начале 1902 г. насчитывалось 40 воспитанниц. Петербургское «Финское женское общество» в свою очередь помогало приходскому приюту для мальчиков, который сначала располагался на Выборгской стороне, а с 1901 г. неподалеку от Финляндской железной дороги в Парголово. В 1903 г. в приюте находилось 34 питомца. «Шведская община Петербурга» подобную работу в приюте для девочек начала уже в 1847 г.

С середины 90-х п. XIX в. финские школы Петербурга стали открывать летние лагеря. Анемичные, бледные и нездоровые дети из бедных семей отправлялись на несколько недель в разные районы Финляндии и Ингерманландии. В летних лагерях побывало около сотни ребятишек. Финское благотворительное общество оказывало поддержку этой деятельности.

Благотворительные организации собирали средства самыми разными способами. Организовывались концерты, вечера, лотереи и распродажи 6. Все эти ранние формы благотворительности ограничивались участием в акциях состоятельных лиц высшего круга и преуспевающих мастеров, участия рабочих и людей с небольшими доходами в благотворительных акциях замечено не было. Первым объединением, состоявшим только из представителей «простонародья», стало общество трезвости «Алку», основанное в 1885 г. Большие несчастья, порождаемые пьянством, последствия которого более всего были заметны в низших слоях общества, подтолкнули общественность к работе на ниве пропаганды трезвого образа жизни.

В деятельности «Алку» были взлеты и падения, в начале ХХ столетия даже почти полное угасание активности общества, но до 1918 г. работа все же продолжалась. Общество имело пять местных организаций в пригородах Петербурга, а также в Келтто, в Ингерманландии. В самом начале «Алку» оказалось в состоянии конфронтации с Финским благотворительным обществом, членов которого обвиняли в пристрастии к рюмочке. Члены Финского благотворительного общества, в свою очередь, считали «Алку» откровенно простонародной и политически радикальной организацией. Последнее утверждение действительно соответствовало истине.

В 1890-е п. и в начале ХХ столетия среди финнов, живших в Петербурге и в столичной округе, стало стремительно распространяться увлечение различными совместными мероприятиями. Со временем общественная активность захватила все слои общества и распространилась на самые различные сферы жизни - от культурных и увеселительных вечеров до спорта и занятий политикой у «лучших людей» также были заметны проявления национальных чувств. Служение финскому делу, формирование национального самосознания и культуры происходило и в империи. В пролетарской среде наблюдался процесс политизации и усиления авторитета рабочего движения. И хотя в общественную жизнь петербургские финны вступали с разными целями и их общественные пути необязательно пересекались, это был период широкой общественной активности финской колонии Петербурга