Очень долго не подавали показания счетчика электроэнергии. Будет ли теперь перерасчет?

13.07.2018

Согласно действующему законодательству, если собственник квартиры не передает показания счетчиков воды или электроэнергии, то в первые три месяца начисления за потребленную воду (свет) начисляются исходя из средних показателей прошлых месяцев. Затем потребитель переводится на оплату по нормативу.

Но вот прошло полгода, год, или даже два года… Собственник квартиры все-таки передал показания счетчика. Что происходит дальше? Будет ли перерасчет?

Еще более интересный вопрос, как будет (и будет ли вообще) произведен расчет, если показания счетчика воды или света ни разу не передавались и вот, наконец, переданы?

Такой вопрос пришел от одного из посетителей ЭнергоВОПРОС.ру. Постарались подробно ответить на него со ссылками на законодательство и реальные случаи из практики жилищной инспекции.

Счетчик электроэнергии стоит давно, а показания передали только-только. Как будет сделан перерасчет?

Вопрос: В квартире давно установлен счётчик, но его показания не передавались, а значит начисление происходило по каким-то нормативам. 17 июня подали показания счётчика. Каким образом рассчитывается расход, если у «Мосэнергосбыта» есть только показатель за середину расчётного периода?

Ответ ЭнергоВОПРОС.ру:

Здравствуйте! Тут зависит от того, что значит «давно установлен»…

Если счетчик поставили год – два назад, и ставили его по правилам (то есть с приглашением инспектора Мосэнергсбыта, который поставил пломбу, зафиксировал начальные показания, подписал акт ввода прибора учета в эксплуатацию (где эти показания должны быть указаны) и оставил вам один его экземпляр), то, по, идее, должны сделать перерасчет.

Т.е. из текущих, переданных в июне показаний, отнять начальные, которые Мосэнергосбыт должен был зафиксировать при установке счетчика. Если полученный объем потребления окажется меньше, чем было рассчитано за эти годы, исходя из нормативов, то должны сделать перерасчет. Если объем по счетчику будет больше – то выставят сумму к доплате.

Обязанность поставщика коммунальной услуги (в данном случае – электроснабжения) произвести перерасчет исходя из фактических показаний прибора учета прописана в п. 61 Правил предоставления коммунальных услуг (условие — счетчик должен быть исправным, с не истекшим сроком поверки).

Тут, правда, есть такой момент: поставщики коммунальных ресурсов нередко пытаются избежать обязанности провести перерасчет, исходя из фактических (пусть и переданных с большим опозданием) показаний счетчиков. И законодательство оставляет им некоторые возможности для этого (подробнее см. материал ЭнергоВОПРОС.ру).

Бороться с этим можно с помощью жилищной инспекции. В Москве, например, жилинспекция поддерживает позицию собственников квартир, что отражается в решениях. Вот, например, последнее из них. Тут речь, правда, идет о счетчиках воды, но это различие не принципиально.

Так что если сумма перерасчета большая, и оно того стоит, можно в случае отказа обратиться в жилинспекцию. Ну, или сразу в суд, если сумма по настоящему большая (допустим, в квартире никто не жил и фактическое потребление электроэнергии там близко к нулю).

Но все вышеописанное действительно в том случае, если речь идет об одном – двух годах. Если счетчик был установлен более трех лет назад (пять или десять лет назад, к примеру), то добиться перерасчета будет невозможно. Срок давности по такого рода делам составляет три года.

В таком случае переданные в июне показания будут использоваться "нулевые", и если вы передадите показания и в июле тоже, то потребление электроэнергии за июль будет рассчитана как разница между июльскими и июньскими показаниями. При этом за июнь плату насчитают, как и до этого, по нормативу.