Почему прогресс в английском так долго неощутим

Регулярно слышу жалобы о том, что, вот мол, учу английский третий год, а всё ещё на уровне А1 (elementary).

Кто виноват и что делать?!

1) Правильно сформулировать задачу. 

Если Вам нужен сертификат более высокого уровня, уверяю Вас, можно сдать экзамен на уровень или даже два выше с помощью натаскивания на формат. Конечно, это потребует некоторого усиленного запоминания слов — фраз и т.п., но…результат будет точно. С другой стороны, если Вас интересует Ваши объективные речевые умения, от натаскивания на конкретный экзамен толку будет мало, и тогда мы подходим ко второму моменту.

2) Проанализировать причины медленного освоения.

Таковые индивидуальны и малочисленны но, исходя из опыта своего и своих учеников, могу выделить две часто встречающиеся.

Во-первых, у взрослых учащихся логика сильнее памяти и очень мало времени на запоминание именно словаря Например, я начинаю учить язык. За пару месяцев я делаю гигантский прогресс — подобно тому, что можно увидеть  у слушателей курсов Полиглот на канале «Культура». Я понимаю, как глагол изменяется по временам, лицам, числам и т.п. Также мне ясно, какими связками объединять сложные мысли в предложении, как задавать вопрос и т.п. Однако вся эта ясность ничуть не помогает мне запомнить слова, ибо лишь малая толика всего словаря имеет ассоциации и параллели с моим родным и другими мне известными языками.  В конечном итоге, нужна память. Если Вы пятилетний ребёнок, Вам достаточно три раза прослушать интересную сказку, и вы знаете её наизусть дословно. Во взрослом возрасте запоминается смысл отдельно от формы. И форму приходится либо медленно наращивать, либо зубрить.

Во-вторых, взрослые слушатели не готовы ограничить набор тем для обсуждения на иностранном языке так, как это могут дети. Например, мы проходим еду. Вместо 8 базовых названий блюд и пяти фраз для общения с продавцом, взрослый захочет — да ещё как сильно — сказать что-то своё. Как часто учитель слышит: «А так можно? А так? А почему? А, может, всё-таки можно? А с чего Вы это взяли? А как это правило грамотно называется? А где об этом прочитать?» и т.д., и т.п. В результате, вместо одной лексической темы, мы пытаемся засунуть в урок еще и несколько грамматических, говорим и о стиле, и о синонимах. И это естественно, ведь любой человек — сам строитель своей учебной программы. И кому понравится услышать: «Вам это рано, поговорим об этом через полтора месяца». Я СЕЙЧАС хочу это сказать. И баста. В результате своеобразной платой за «свободу общения» оказывается нарушение принципа «от простого к сложному», язык изучается не хронологически и последовательно, но скачкообразно, что тоже затрудняет запоминание.

3) Взять на себя ответственность и сделать выбор, понимая, что  идеального варианта просто нет.

Либо я мирюсь с тем что программа ведёт меня, а не я её. В этом случае ради ускоренного прогресса я способна запоминать не особо интересные фразы. Иногда зубрить. Это модель того, как , большинство русских детей изучают английский язык в специализированной школе с языковым уклоном. Только с поправкой на то, что память уже не та и усилий прилагать надо больше. Либо я учусь с интересом, вербализуя все свои мысли, задавая кучу вопросов, отвлекаясь на смежные темы. Но это занимает больше времени. Да, есть ещё третий очень полезный вариант погружения в среду. В этом случае Вы свободно общаетесь на интересные Вам темы, но делаете это не два урока в неделю, а по 10 часов в день. Соответственно, и прогресс на порядок быстрее.

А может есть и другие варианты? Как заставить свою память работать? И надо ли действительно торопить результат в ущерб ощущениям от приятного процесса общения на иностранном языке? Что думаете Вы?

Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и прокачивайте свой английский.
Удачи!