Урок 35. Английская спецшкола: pro et contra.

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня я хотела бы поговорить с вами о том, в каком случае стоит отдать своего ребенка в школу с углублённым изучением английского языка, а в каком в этом нет никакой необходимости.

Некоторое время назад у меня состоялась довольно занимательная беседа с одним мужчиной, который, узнав, что я лингвист, преподаватель английского языка, тотчас же сказал, что очень жалеет о том, что в своё время не отдал своего сына в английскую спецшколу. Как выяснилось, его сын - очень перспективный физик и, если бы не плохое знание английского языка, он вполне бы мог получить высшее образование, например, в США, а потом строить, вне всякого сомнения, блестящую карьеру где-нибудь заграницей. А тут такая незадача — приходится, отбросив все дела, ходить на курсы, зубрить грамматику, сдавать экзамены и так далее. И к тому же совсем не факт, что он всё-таки сможет сделать карьеру в столь притягательной Америке! В общем, жизнь удалась бы, если бы не это обстоятельство! Я утешила его всего одной фразой: «Очень сомневаюсь, — сказала я, придав своему голосу лёгкий оттенок здравого скептицизма, — что ваш отпрыск стал бы физиком, если бы он закончил английскую спецшколу». 

Чтобы понять, почему я так считаю, для начала немного расскажу вам о том, что такое спецшкола и чем она всё-таки отличается от самого элитного класса гуманитарной направленности в любой другой школе.

В конце 1940-х годов целый ряд причин подтолкнул советское руководство к созданию языковых спецшкол. Основная идея была в том, чтобы восполнить острый недостаток специалистов со знанием иностранных языков, поэтому в языковых спецшколах особое внимание уделяли формированию именно устной речи, в то время как программа обычных средних школ была сконцентрирована преимущественно на навыках чтения и перевода. Со временем эти учреждения стали считаться более престижными по сравнению с обыкновенными школами и даже приём в них осуществляется на основании конкурса (в соответствии с Приказом 107 Министерства образования и науки от 15 февраля 2012 года).

В чём же основные преимущества и, как ни странно, недостатки школ с углублённым изучением иностранного языка?

 1. Pro. Уровень преподавательского состава в спецшколах всегда гораздо выше, чем в обычной школе, например, один из предметов может вести кандидат или даже доктор наук.

Contra. Это касается только спецпредмета, то есть в нашем случае — английского языка, преподаватели других предметов могут быть различной квалификации.

 2. Pro. Учебники гораздо лучше, чем в обычной школе. Это действительно так, при условии, что школа выбирает не импортные учебники, а написанные русскоязычными преподавателями специально для спецшкол (например, Учебник для школ с углубленным изучением английского языка - Афанасьева О.В., Михеева И.В.)

Contra. Этот пункт также касается только спецпредмета.

 3. Pro et contra. Часов иностранного языка почти в два раза больше, по сравнению с обычной школой. Кроме того, некоторые предметы в старших классах преподаются на английском языке! Удивительно, но этот пункт является самым главным аргументом как за, так и против спецшкол! Дело в том, что существует максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (см. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N189). Исходя из этих нормативов, взять программу обычной школы и просто добавить дополнительные часы английского языка не получится! И вот тут возникает основной вопрос: за счёт каких предметов увеличивается количество часов английского языка? Убрать какой-нибудь предмет, который изучается 1 час в неделю — невозможно, так как тогда он попросту исчезнет из аттестата. Что же делать? Ответ на этот вопрос ошеломляет: нужно уменьшить количество часов алгебры, геометрии, физики, химии, а уж если в школе изучают два языка, то и количество часов русского с литературой... Понимаете, к чему это приводит? Выпускники спецшкол с углублённым изучением иностранного языка обычно очень хорошо знают иностранный язык... и только!

 Получается, что хорошее знание иностранного языка влечет за собой посредственное знание других предметов.

 И вот тут возникает следующий вопрос: что можно выучить в любом возрасте: иностранный язык или, например, физику? 

 Ничего не могу сказать по поводу физики, но одной из лучших моих учениц была женщина 65 лет!

 Вне всякого сомнения, мы все хотим для наших детей всего самого лучшего: вопрос только в том, какое оно "самое лучшее".

 Вы принимаете решение, касающееся образования вашего наследника, и это решение однозначно повлияет на его судьбу.

 Поэтому очень хотелось бы, чтобы такое решение было предельно взвешенным! С моей точки зрения, если ваш ребенок — «лирик» — добро пожаловать в английскую спецшколу, а если «физик», то ... Выбор за вами!

 

 Следующая статья: Урок 36. Девочка из Дании меняет мою судьбу.

Предыдущая статья: Урок 34. Времена группы Simple.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

© Елена Фонина 2017