Бизнес в Китае: регистрация, продвижение, продажи и партнёры

В 2021 году компания Александра Холодного Shenzhen Bilian international forwarding co., LTD обработала более 5000 контейнеров из Китая в Россию по морю. Резидент бизнес-сообщества «Эквиум» рассказал, как зарегистрировать компанию в Китае, поделился опытом продаж и поиска партнёров.

Александр Холодный, основатель Unimerch International Limited и резидент бизнес-сообщества «Эквиум»
Александр Холодный, основатель Unimerch International Limited и резидент бизнес-сообщества «Эквиум»

Регистрация и типы компаний в Китае

Независимо от того, будете ли вы заниматься импортом — продавать товары/услуги в Китае — или экспортом — покупать товары в Китае и продавать в России или другой стране, — можно выбрать между полностью иностранной компанией, совместным предприятием и представительством. Расскажу, как зарегистрировать каждое.

Как зарегистрировать полностью иностранную компанию

Есть 2 способа: регистрация от физического или юридического лица.

Регистрация от физического лица:

Для этого из документов понадобится только паспорт.

Сначала нужно заверить паспорт в консульстве КНР в России, и предоставить заверенную копию паспорта и название компании агенту по регистрации.

В компании должно быть минимум 2 сотрудника: директор и ревизор компании. Причём учредитель может быть учредителем и директором в одном лице. Сотрудники могут быть любой национальности. Учредителю нужно присутствовать лично, чтобы открыть счёт в банке. Стоимость регистрации — до 7,000 долларов в зависимости от типа деятельности.

Регистрация от юридического лица:

Здесь понадобятся нотариально заверенные копии документов и заверенный перевод копий в консульстве Китая в России. Если компания существует больше года, придётся предоставить аудиторский отчёт за прошедший год. Отчёт также нужно перевести и заверить в консульстве Китая в России.

Далее документы отправляются регистрирующей компании в Китай, а сам процесс регистрации занимает 7 рабочих дней. После регистрации вы получите бизнес-лицензию — сможете начать деятельность компании и заключать договоры. Дольше всего открывать банковский счёт; для этого обязательно нужен офис и как минимум один сотрудник, который будет находится в офисе — представители банка проверяют лично. В итоге открытие счёта может занять до 30 дней. Процесс можно ускорить, если у регистрирующей компании есть связи в банке.

Как зарегистрировать совместное предприятие с партнёрами из Китая

Не обойтись без надёжного партнёра, которому вы доверяете. Партнёр поможет учесть менталитет страны, особенности культуры и общения. Список документов и сроки регистрации такие же, как и с полностью иностранной компанией.

Представительство в Китае

Представительство не даёт права на ведение коммерческой деятельности, подходит только для формального присутствия и исследования рынка.

Импорт в Китай: как получить лицензию

Если вы хотите покупать товар в России и продавать в Китае, то нужно открыть офис, лично контролировать подбор команды, стратегию и продажи. Некоторые китайцы по-другому смотрят на бизнес, могут всячески вредить, подворовывать и обманывать.

Лицензия на импорт оформляется совместно с лицензией на экспорт. Будьте внимательны к дополнительным требованиям для импорта: так, если вы торгуете продуктами питания, понадобится лицензия на торговлю продуктами питания. Данная лицензия так же включает в себя разрешение на торговлю алкоголем.

3 вещи, которые нужно сделать перед релокацией в Китай

Найти доверенное лицо

Руководителем компании лучше выбрать русского человека, который должен превосходно владеть китайским языком и понимать китайский менталитет. Без доверенного лица работать на рынке Китая будет очень тяжело.

Купить доступ к таможенным базам России и Китая

По таможенному коду можно узнать полезную информацию: объем годовых поставок, цену товара и покупателя. Так вы поймёте, будет ли ваш товар востребован на рынке, сможете найти потенциальных покупателей.

Рассчитать расходы

Нужно чётко понимать, сколько придётся потратить на организацию бизнеса. Иногда российские предприниматели попросту не готовы к дополнительным расходам, а они обязательно появятся. Заработная плата, продвижение, аренда — всё стоит дороже, чем в России. Как правило, неплохой специалист с минимальным опытом работы получает от 1,500 долларов в месяц. Средняя зарплата начальника отдела — от 5,000 долларов и выше. Учитывайте все нюансы и грамотно составляйте финансовую модель.

Сколько стоит хороший офис в Китае

С 2020 года стоимость аренды офисов значительно упала, потому что многие компании перешли на «удалёнку» или обанкротились.

Чем ближе к центру города, тем выше цена. Так, офисное пространство в 50 квадратных метров будет стоить не менее 3000 долларов в месяц. Нам повезло: после резкого ухода арендодателей из здания цена опустилась до 1000 долларов в месяц, хотя мы снимаем 70 квадратов в центре города.

Если локация не играет роли, можете поискать коворкинги китайского типа. Такие офисы очень маленькие, около 10 квадратных метров; они помогают сэкономить на аренде, если у компании небольшой штат. Оплата коворкинга с учётом коммунальных услуг и интернета выйдет примерно в 300–500 долларов.

Сколько стоит маркетинг и продвижение

На маркетинг и продвижение продукта в Китае закладывайте не менее 10,000 долларов. Если у вас нет команды, которая постоянно находится и работает в Китае, велика вероятность попасть в руки к мошенникам, которые будут неоправданно тратить ваш бюджет. Нужен надёжный человек, который сможет контролировать деятельность компании внутри страны.

Так, один знакомый китаец любил хвастаться, как он отлично живёт за счёт рекламного бюджета. Его партнеры из Италии ежемесячно тратили 20,000 долларов на продвижение замороженной лазаньи в течение двух лет.

Популярные продукты для продажи в Китае

Многие китайцы считают, что импортные продукты намного лучше, безопаснее и полезнее. В Китае могут подделать всё: рис, подсолнечное масло и овощи, одежду и электронику.

Когда рубль упал, китайцы начали открывать для себя недорогие и вкусные русские продукты. Так многие товары из России открыли новый рынок, ведь китайцы уверены в высоком качестве и пользе русских продуктов. Хорошо продаются потребительские товары: кондитерские и молочные изделия, мёд и подсолнечное масло. Покупают технологичный пластик, машинные масла, бытовая химия, системы для пожаротушения и комплектующие, алкоголь, а также картины и мультфильмы. Например, Север Китая очень ценит классическую живопись дальневосточных художников.

Почему в Китае сложно продавать

Высокая конкуренция

Многие верят, что Китай — большой рынок, который всё поглотит. Отчасти так и есть, если удалось найти «своего» клиента. Но найти его, а в последствии убедить в правильном выборе — задача весьма сложная.

Развивается конкуренция не только среди русских продуктов, которые, в том числе, китайцы сами закупают в России, но и в искусстве ведения продаж. Мастерству китайских онлайн-продаж в России ещё нужно поучиться. В Китае они вышли на такой высокий уровень, что в целом, скопировав их модель продаж, можно смело заходить на российский рынок и становиться успешным.

Менталитет

Китайцы очень специфичный и придирчивый народ. Они будут задавать множество странных для русского человека вопросов, вытрясут из вас всю душу ради самой низкой цены, лучшего качества и наиболее неприятных для вас условий поставки, и при этом не факт, что дело сдвинется с мёртвой точки. Бывают случаи, когда вас намеренно вводят в заблуждение красивыми рассказами о крупных продажах при условии получения эксклюзивного дистрибьюторства, тем самым, тормозят развитие вашего продукта на рынке. Конечно, не все такие, но найти хороших партнёров очень непросто.

Нет доверия и постоянства

В Китае очень много компаний, которые бесконечно появляются и исчезают — только в одном городе может быть около 10,000 компаний, которые занимаются одним и тем же. Поэтом доверие дистрибьюторов и оптовиков зачастую нужно заслужить.

Со многими компаниями работа может начаться только через год-два после знакомства: они будут смотреть на вас, за вашими соцсетями, будут проверять, занимаетесь ли вы одним и тем же товаром или нет. Китайцы боятся, что если начнут работать с новым товаром, а через полгода вы решите, что товар не пошёл, то они потратили время и деньги зря.

Привыкнув к какому-то одному бренду, им очень сложно перейти к другому, даже если вы предлагаете то же самое по составу или даже лучше.

Завоевать доверие китайцев сложно, но возможно. Ещё недавно самым действенным каналом продвижения были блогеры. Замечу по своему опыту: сегодня фокус внимания потребителя переходит на отзывы «живых» клиентов. Уровень доверия к блогерам падает, растёт по отношению к обычному потребителю.

Бизнес в Китае открывает новые возможности для продаж как внутри Китая, так и за его пределами. Китай — это абсолютно инопланетный образ мыслей и поведения. Забыв об этом, предприниматель рискует многое потерять.

#бизнес #предприниматели #Китай #бизнес-клуб