«Сказать, что в бизнесе одни приятные моменты — значит солгать»: Сергей Фоменков рассказал, почему изменения — основа здорового бизнеса

«Евросеть» начинала с нескольких ларьков на видеорынке и выросла до 3,500 салонов в России и капитализации в 3,5 миллиардов долларов. В беседе с Сергеем Бекренёвым, резидентом бизнес-сообщества «Эквиум» и основателем «Европейской Юридической Службы», предприниматели обсудили управленческий менеджмент и важность изменений в бизнесе.

Сергей Фоменков, вице-президент компании «Евросеть» в 2003-2006 году, выступил на закрытом мероприятии клуба, 2022 год
Сергей Фоменков, вице-президент компании «Евросеть» в 2003-2006 году, выступил на закрытом мероприятии клуба, 2022 год

Любое изменение — это энергия и страх

Чтобы что-то изменить в жизни или бизнесе, нужно приложить больше усилий. Кто-то не готов меняться, а кто-то просто боится, спрашивает себя: «А вдруг я сделаю не так?»

Почему нужно меняться

Любой проект, будь то торговля, производство или биотехнологии — это в первую очередь изменения. Человек, как и бизнес, должен меняться. Иначе — конец.

Управлять изменениями сложно. Они часто декларируются, но организация остается прежней. Это происходит потому, что основой любой реформы должен быть руководитель, его желание изменить компанию не на словах, а на деле.

«Застой» коллектива

Иногда команда может не меняться 10–15 лет, и это тяжелое наследие. Сотрудники попадают в зону комфорта, теряют бдительность, а компания — рыночные позиции. Такой коллектив сложно изменить: акционера, который строил компанию с нуля, не убедишь в «профнепригодности» топ-менеджеров.

Как поменять мышление сотрудников

Нужна кризисная ситуация. Стресс побуждает человека меняться; часто люди начинают вести здоровый образ жизни уже после визита к врачу, хотя ничто не мешало заниматься спортом ранее. Так и в бизнесе: сотрудники должны почувствовать: «либо я меняюсь, либо компания не выживет».

Как понять, что бизнес нужно менять

Как только заметна процедурная ментальность: когда у директора есть приемная и туда сложно попасть. Эффективные компании — это open space, совместное обсуждение проблем и решений.

Иногда бизнес забывает о покупателе, и это очень плохо. Чтобы сделать компанию быстрее, дайте специалистам по работе с клиентами решать, что и как делать. А топ-менеджмент будет формировать регламенты и «правила игры».

Сергей Фоменков (слева)  и Сергей Бекренёв, резидент бизнес-сообщества «Эквиум» и основатель «Европейской Юридической Службы», 2022 год
Сергей Фоменков (слева) и Сергей Бекренёв, резидент бизнес-сообщества «Эквиум» и основатель «Европейской Юридической Службы», 2022 год

Как выросла «Евросеть»

Мы работали с торговыми точками и правильно обучали сотрудников

Во-первых, взяли за основу торговые точки и дали сотрудникам на местах самостоятельно работать с покупателями. Так, сотрудники магазина должны были полностью удовлетворить потребность покупателя без участия головного офиса, но с учетом регламентов компании.

Во-вторых, в «Евросети» учились все: от продавцов до вице-президентов. Учились прикладным вещам, не привлекали консалтинговые компании со стороны. Каждое совещание и ежеквартальный съезд кто-то из директоров или вице-президентов готовил доклад на проблемную тему. Доклад критиковали, а потом делились идеями.

Как увеличить сопричастность сотрудников

Можно ввести «пятиминутки» в офисе и торговых точках. Они помогут сотрудникам вместе решать проблемы, либо обратиться к менеджеру головного офиса напрямую. Так, будучи вице-президентом «Евросети», я мог помочь любому продавцу, проконсультировать по телефону.

Почему управление должно быть непрерывным

Так легче поддерживать продуктивное «напряжение» внутри коллектива. Объясню на примере менеджера по продажам. Бывает и так, что за 3–4 дня не получается закрыть ни одной сделки. Специалист приходит на собрание и видит, как Иван закрыл 4 сделки, Ольга — 7, а Василию вообще подарили автомобиль — он привлёк 10 клиентов. Специалист обязательно задумается: «Может, я что-то делаю не так?»

#предприниматели #сообщество #эквиум #интервью