"А почему она не пошла работать?!"

9 June

Порой в комментариях к моим статьям о картинах с печальными невестами XIX века можно встреть реплики в духе "а надо было не выходить за нелюбимого, а уйти из дома", "сама виновата, я бы на её месте сбежала и пошла работать!", "хотела жить иждивенкой - получай" и тому подобные.

Ну что ж. Давайте представим себе девушку из семьи скромной, но честной. И допустим, она решила стать гувернанткой. Ну а что ещё она могла бы делать в середине века? Позже спектр возможного заработка для женщины "из приличной" семьи расширится. Но тогда он был весьма ограничен, тем более, для девушки молоденькой.

"Пока смерть не разлучит", Эдмунд Лейтон, 1878. (сс) Wikimedia Commons
"Пока смерть не разлучит", Эдмунд Лейтон, 1878. (сс) Wikimedia Commons

Так вот. В одном русском дамском журнале за 1874 мне встретился случай, описанный в журнале английском. В статье рассказывалось о девице Элизе Меррит, дочери деревенского пастора, которая "приехала в Лондон, надеясь добывать себе хлеб в качестве гувернантки". Что ж, место она получила - уже хорошо! Однако "она была слаба здоровьем, так что скоро должна была отказаться от своих занятий и стала снискивать себе пропитание рукодельной работой". Молодец? Молодец. Но денег всё равно становилось всё меньше. А потом домохозяин нашёл её истощённое тело. Голод и холод сделали своё дело.

Печальный случай с мисс Меррит автор статьи рассматривал в качестве иллюстрации общей проблемы. "Кто была она? Дочь человека, принадлежавшего к тому сословию, которое известно под общим именем среднего, хотя оно и включает в себе людей разного звания и профессии. Женщины этого сословия нуждаются, большей частью, в самодеятельности. Какова же их подготовка к тому? Большею частью, она совершенно ничтожна; во всяком случае, она дана им без всякой системы и соображения с вероятностью будущей работы".

Золотые слова. "Я пошла бы работать!" А ты умеешь? Тебя готовили? Тебя учили? С расчётом на применение этих навыков не дома, а заработка ради?

"Без имени и без друзей", Эмили Мэри Осборн, 1857. (с) Из коллекции Галереи Тейт
"Без имени и без друзей", Эмили Мэри Осборн, 1857. (с) Из коллекции Галереи Тейт

"В настоящее время почти все женщины, поставленные в необходимость зарабатывать себе кусок хлеба, ищут исход в педагогической деятельности и большинство старается подготовить себя к ней удовлетворительным образом". Хорошо, если заранее готовишься и годами учишься. А если оказаться перед внезапной необходимостью?..

Но даже если готовишься, всё тоже непросто. "Многия ли из девушек, готовящих себя в наставницы, имеют к тому способности и призвание? Многия ли из них поставлены в возможность действительно образовать себя? Соответствует ли предложение спросу? Мне лично известны несколько девушек, достаточно образованных и вполне достойных, но тщетно выжидающих частных уроков или места, соответствующего их скромным требованиям".

А ещё нужен... характер. Соответствующий. И да, достаточный уровень подготовки. "А сколько таких, которые вынуждены будут отступить, едва принявшись за дело? Отступить не по нежеланию трудиться, а по врождённой неспособности или по неудовлетворительной степени своих познаний".

Допустим, не задалось с преподаванием. Так можно же, казалось бы, заниматься рукоделием! Иди в модистки или белошвейки! Но большая часть девушек "из приличных семей" к этому варианту обращались уже только тогда, когда истощали свои педагогические попытки. И снова-таки оказывались неподготовленными.

"За шитьём", Йозеф Манес, 1858-59. (сс) Wikimedia Commons
"За шитьём", Йозеф Манес, 1858-59. (сс) Wikimedia Commons

"В наш век технического совершенства требуется величайшая законченность и даже артистичность в выделке самых простых, обиходных вещей". Да, одно дело - рукодельная корзинка для матушки и кошелёк для батюшки, и совсем другое - требования клиенток. "Все мы шьём, вяжем и вышиваем понемногу, но многия ли из нас заботятся о достижении совершенства в этих занятиях, хотя бы и не имея в виду других способов к заработку?"

И что делать? "И что ожидает далее такую несчастную? Дай Бог, чтобы не участь, постигшая мисс Меррит, дай Бог тоже, чтобы и не другая судьба, горькая, хотя и соблазнительная для нуждающейся".

И дальше автор статьи, некая С. В. писала - мол, нужно больше учебных заведений для женщин, больше школ ремёсел, нужны временные приюты для тех, кто хотел бы работать, но ещё не нашёл места или занятия.

С., дайте я вас обниму полтора века спустя - за то, что вы поднимали эту проблему в милом дамском журнальчике, рядом со статьями о модных новинках.

"Новая гувернантка", Эдмунд Лейтон, 1894. (сс) Wikimedia Commons
"Новая гувернантка", Эдмунд Лейтон, 1894. (сс) Wikimedia Commons

Желающим написать комментарий "а вот я бы была молодцом", могу сказать: у вас другой багаж. Другое воспитание. Сравнивать не надо. Вы не на месте этих несчастных девиц, и, хочется надеяться, не будете.

Кстати. Если вы никогда не выставляли своё рукоделие на Ярмарке мастеров и не репетиторствовали, можно попробовать это сделать. Сходу. Главное, без других источников дохода. И посмотреть, как удастся выжить.

Да, и бросьте при этом свой круг друзей и знакомых! Потому что девушки, зарабатывая себе на жизнь, тоже его теряли.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите поддержать автора и узнать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory