Бальные причёски Ростовых

10 August 2019
25k full reads
2 min.
27k story viewsUnique page visitors
25k read the story to the endThat's 94% of the total page views
2 minutes — average reading time

Без красиво убранной головки никакой, даже самый прелестный наряд не имеет смысла! И когда Толстой описывает сборы на бал семью Ростовых, мы застаём их как раз в тот момент, когда "причёски были почти окончены". Наташа, которая безумно волнуется в день своего первого большого бала, ни минуты не может посидеть спокойно.

"Не так, не так, Соня, - сказала Наташа, поворачивая голову от прически и хватаясь руками за волоса, которые не поспела отпустить державшая их горничная. - Не так бант, поди сюда. - Соня присела. Наташа переколола ленту иначе. - Позвольте, барышня, нельзя так, - говорила горничная, державшая волоса Наташи. - Ах, Боже мой, ну после! Вот так, Соня".

Женский портрет, Алексей Венецианов, 1810-е. Из коллекции Государственного Русского музея
Женский портрет, Алексей Венецианов, 1810-е. Из коллекции Государственного Русского музея
Женский портрет, Алексей Венецианов, 1810-е. Из коллекции Государственного Русского музея

Причёску делает горничная, а не модный парикмахер - в принципе, можно было обойтись своими силами, если горничная достаточно опытна. "Волоса должны были быть причесаны à la grecque". То есть "по-гречески", что было очень модно в начале XIX века, когда увлечение античностью было буквально повальным.

Соответственно, дамские причёски той поры - это узлы и косы, уложенные на затылке повыше или пониже, дополненные кудрями и локонами. Можно было придерживаться античных образцов, а можно давать простор собственной фантазии. И названия были соответствующие – "а ля грек", "а ля Фрина", "а ля Ливия", и т.д.

Женский портрет, Василий Тропинин, 1810-е. Из коллекции  Екатеринбургского музея изобразительных искусств
Женский портрет, Василий Тропинин, 1810-е. Из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств
Женский портрет, Василий Тропинин, 1810-е. Из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств

Наташа и Соня - юные девицы, так что их причёски не должны были быть вычурными. Причёски украшали нитями жемчуга, диадемами, красивыми гребнями… У героинь - розаны. А если вы зрелая замужняя дама, то можно было надеть эффектный головной убор - например, тюрбан, берет или ток, как графиня Ростова.

"– А вы готовы, мама? – Только току приколоть. – Не делайте без меня, – крикнула Наташа: – вы не сумеете!"

Бархатный ток на модной гравюре из цикла "Costume Parisien", 1804. (cc) Wikimedia Commons
Бархатный ток на модной гравюре из цикла "Costume Parisien", 1804. (cc) Wikimedia Commons
Бархатный ток на модной гравюре из цикла "Costume Parisien", 1804. (cc) Wikimedia Commons

"Ток", "тока" – шапочка без полей, которая могла быть как повседневной, так и нарядной – вечерней или бальной. Такие головные уборы варьировались в зависимости от моды, главное - отсутствие полей. Токи появились ещё в XVI веке. Носили их поначалу носили мужчины, а затем женщины позаимствовали, и носили, надо сказать, с ещё большим шиком.

Бархатный ток на модной гравюре из цикла "Costume Parisien", 1804. (cc) Wikimedia Commons
Бархатный ток на модной гравюре из цикла "Costume Parisien", 1804. (cc) Wikimedia Commons
Бархатный ток на модной гравюре из цикла "Costume Parisien", 1804. (cc) Wikimedia Commons

"В это время застенчиво, тихими шагами, вошла графиня в своей токе и бархатном платье. - Уу! моя красавица! - закричал граф, - лучше вас всех!... - Он хотел обнять ее, но она краснея отстранилась, чтоб не измяться. - Мама, больше на бок току, - проговорила Наташа. - Я переколю". И пытаясь сдвинуть матери току, Наташа, рванувшись к ней, повредит платье, так что горничным придётся снова браться за иголку.

Ничего. На балу она будет хороша.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!