Белила и Елизавета

18k full reads
19k story viewsUnique page visitors
18k read the story to the endThat's 94% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Какой должна была быть красавица эпохи Ренессанса? Желательно, чтобы на её лице "сражались розы и лилии", то есть смешивались красный, белый, розовый. Белая кожа с румянцем на щеках и алые губы.

Но если учесть, что нередко болезни оставляли следы на лице, то от природы идеальная белая кожа была уделом немногих. Зато можно было воспользоваться белилами!

Елизавета I, неизвестный художник, 1560-е, из коллекции галереи Weiss (Лондон)
Елизавета I, неизвестный художник, 1560-е, из коллекции галереи Weiss (Лондон)
Елизавета I, неизвестный художник, 1560-е, из коллекции галереи Weiss (Лондон)

Белила, в частности, свинцовые, были, пожалуй, самым популярным косметическим средством эпохи Возрождения, и продержались в моде несколько веков. Делали их так: свинцовые пластинки подвергали воздействию испаряющегося уксуса. Налёт, получившийся в результате, собирали, и использовали в качестве косметического средства.

Увы, они были ядовитыми. Зато гладко наносились и хорошо лежали на коже - мы и сегодня ценим эти качества, когда пользуемся косметикой. Были и менее опасные виды белил, но, соответственно, и менее эффективные. Большинство белил наносили толстым слоем, добавляя яичный белок. Это создавало эффект легкой полировки, и делало кожу похожей на гладкий мрамор. Белила маскировали все недостатки, однако, нанесённые плотным слоем, превращали лицо в маску.

Елизавета I, неизвестный художник, из коллекции Национальной портретной галереи (Лондон)
Елизавета I, неизвестный художник, из коллекции Национальной портретной галереи (Лондон)
Елизавета I, неизвестный художник, из коллекции Национальной портретной галереи (Лондон)

Взять, к примеру, королеву Елизавету I. В молодости, пришедшейся на середину XVI века, она считалась красавицей – с бело-розовой кожей и золотистыми волосами.

Портрет принцессы Елизаветы, Уильям Скротс, ок. 1546-47, из Королевской коллекции
Портрет принцессы Елизаветы, Уильям Скротс, ок. 1546-47, из Королевской коллекции
Портрет принцессы Елизаветы, Уильям Скротс, ок. 1546-47, из Королевской коллекции

Со временем, несмотря на то, что королева старела, ничего не менялось – её по-прежнему принято было считать красавицей, и изображать на портретах без признаков возраста. В реальной жизни этого эффекта, конечно, добиться было нельзя, но белила хотя бы в какой-то мере помогали законсервировать пресловутую красоту.

Елизавета I (портрет, написанный в честь победы над испанской Великой армадой), неизвестный хуцдожник (ранее приписывался Джорджу Говеру), ок. 1588, из коллекции Уобёрн-Эбби
Елизавета I (портрет, написанный в честь победы над испанской Великой армадой), неизвестный хуцдожник (ранее приписывался Джорджу Говеру), ок. 1588, из коллекции Уобёрн-Эбби
Елизавета I (портрет, написанный в честь победы над испанской Великой армадой), неизвестный хуцдожник (ранее приписывался Джорджу Говеру), ок. 1588, из коллекции Уобёрн-Эбби

Пусть раскрашенное лицо и казалось безжизненным, оно, тем не менее, гармонировало с теми немыслимо роскошными, перегруженными отделкой и драгоценностями нарядами, в которых красовалась Елизавета на портретах. Пожалуй, естественное, ненакрашенное лицо просто терялось бы на таком фоне...

А о других косметических ужасах Ренессанса и о белилах более поздних эпох тоже поговорим. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма!