Белые платья Великой французской революции

ВФР, безусловно, оказала огромное влияние на костюм. И проявлялось оно по-разному...

Ещё в начале 1780-х в моду вошли белые платья, которые прозвали "сорочками королевы". И Марию Антуанетту за такой чересчур простой для королевы наряд осудили. Мол, слишком уж простое, да и не очень приличное.

Однако по иронии судьбы именно простое белое платье легло в основу наряда многих участниц революции.

Так, в сентябре 1789 г. женская делегация явилась в Версаль. Выразив озабоченность финансовым состоянием страны, женщины торжественно пожертвовали свои драгоценности. Это, конечно, вызвало восхищение собравшихся. Внешний вид этих дам отметили особо – простые белые платья, муслиновые косынки на плечах и простые чепцы. Дамы как бы демонстрировали, что отказались ради родины от женских ухищрений. И их восхваляли за подобную умеренность, свидетельствовавшую, как тогда заявили, о добродетели. Казалось бы, тоже белое платье... Но совершенно другой эффект!

"Гражданки Парижа жертвуют свои драгоценности Национальному конвенту", Пьер Этьенн Лесюёр, 1789. Из коллекции Фототеки Музеев города Парижа
"Гражданки Парижа жертвуют свои драгоценности Национальному конвенту", Пьер Этьенн Лесюёр, 1789. Из коллекции Фототеки Музеев города Парижа

И вскоре белые платья становятся одним из основных элементов женского костюма – правда, в разных вариациях. Одни – с пышными юбками и присборенными рукавами, как прежние платья-сорочки. Другие - более сдержанные. Про подобные наряды писали, что, мол, Франция возвращается к классической простоте. И Жак Луи Давид, художник, чья жена, замерим, была среди тех, кто пожертвовал республике свои драгоценности, запечатлел немало женщин в таких платьях.

Аделаида Пасторе, Жак Луи Давид, 1791. Из коллекции Чикагского института искусств
Аделаида Пасторе, Жак Луи Давид, 1791. Из коллекции Чикагского института искусств

Буквально уже через несколько месяцев после этого пожертвования модный журнал рекламировал белое муслиновое платье не как "сорочку королевы", а как "сорочку конституции"!

Эмилия Серизиа, Жак Луи Давид, 1795. Из коллекции Левра
Эмилия Серизиа, Жак Луи Давид, 1795. Из коллекции Левра

Ещё один модный революционный тренд - сочетание белого, красного и синего.

В августе 1790 модный журнал предлагал синий редингот с красно-белым воротником – "униформу патриотки". Но в книге, посвящённой Марии Антуанетте и моде, автор заметил: если не считать кокарды в национальных цветах, такой наряд вполне можно принять за один из тех, образчиком для которых служил гардероб королевы...

Модная гравюра, 1790
Модная гравюра, 1790

Дело, как сказали бы сейчас, "в позиционировании"!

Продолжение следует.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!