Бриллиантово-золотой наряд последней русской императрицы

25k full reads
28k story viewsUnique page visitors
25k read the story to the endThat's 88% of the total page views
3 minutes — average reading time

Костюмированных балов Россия видела немало. Но бал, состоявшийся в феврале 1903, вошёл в историю: и как один из самых роскошных балов императорской России, и как самый известный праздник времён царствования Николая II, и как одно из самых великолепных и дорогостоящих развлечений XX века.

Александра Фёдоровна в костюме к балу, 1903. (сс) Wikimedia Commons
Александра Фёдоровна в костюме к балу, 1903. (сс) Wikimedia Commons
Александра Фёдоровна в костюме к балу, 1903. (сс) Wikimedia Commons

Роскошные вариации на тему русского народного костюма – вот что позволило этому балу выделиться среди множества других!

Об этих костюмах написано немало, так что я предлагаю сосредоточиться на одном наряде. Той самой женщины, по инициативе которой он и состоялся. Идея принадлежала императрице Александре Фёдоровне.

Воплотить в жизнь эту идею она доверила князю Всеволожскому. Он потом вспоминал, как императрица, советуясь с ним и Фаберже, подбирала бриллианты и изумруды, решала, на какой именно ткани остановить свой выбор... Её фрейлина, баронесса София Карловна Буксгевден писала: "Императрица проявилa особенный интерес ко всем приготовлениям к этому балу; она сама, с помощью директора музея Эрмитажа Ивана Александровича Всеволожского, представившего ей необходимую историческую информацию, оформила свой костюм и костюм императора".

Деталь костюма Александры Фёдоровны к балу, 1903. Скан из книги "Балы", Николас Фолкс
Деталь костюма Александры Фёдоровны к балу, 1903. Скан из книги "Балы", Николас Фолкс
Деталь костюма Александры Фёдоровны к балу, 1903. Скан из книги "Балы", Николас Фолкс

Великий князь Александр Михайлович, муж Ксении, сестры императора писал впоследствии: "...Остальные гости следовали прихоти своей фантазии и вкуса, оставаясь, однако, в рамках эпохи XVII века. Государь и Государыня вышли в московских нарядах царя и царицы времён Алексея Михайловича. Аликс выглядела поразительно". Ему вторила вторая сестра, Ольга: "Алики выглядела просто умопомрачительно. На ней был сарафан из золотой парчи, украшенный изумрудами и серебряным шитьем, а серьги оказались такими тяжелыми, что Алики не могла повернуть голову".

Александра Фёдоровна в костюме к балу, 1903. (сс) Wikimedia Commons
Александра Фёдоровна в костюме к балу, 1903. (сс) Wikimedia Commons
Александра Фёдоровна в костюме к балу, 1903. (сс) Wikimedia Commons

Все присутствовавшие отмечали, насколько роскошен был её наряд. Мария Георгиевна, дочь греческого короля Георга и великой княжны Ольги Константиновны, вспоминала, что, мол, изумруд на груди Александры Фёдоровны был так огромен, что нельзя было не вспомнить о камне, через который Нерон любовался пожаром Рима (двести пятьдесят карат).

Деталь иконы "Кийский крест", неизвестный иконописец, Крестный Онежский монастырь, 1787. (сс) Wikimedia Commons
Деталь иконы "Кийский крест", неизвестный иконописец, Крестный Онежский монастырь, 1787. (сс) Wikimedia Commons
Деталь иконы "Кийский крест", неизвестный иконописец, Крестный Онежский монастырь, 1787. (сс) Wikimedia Commons

В этот вечер императрица представляла Марию Ильиничну Милославскую, первую супругу царя Алексея Михайловича. Источником вдохновения стало изображение царицы на иконе Теремной церкви Распятия московского Кремля. На ней т.н "платно" - царская торжественная верхняя одежда с широкими недлинными рукавами. Наряд для Александры Фёдоровны был сшит из золотой матовой парчи, отделан серебристым атласом и тафтой, вышит серебряными нитями и украшен жемчугом.

Костюм Александры Фёдоровны к балу, 1903. Скан из книги "Балы", Николас Фолкс
Костюм Александры Фёдоровны к балу, 1903. Скан из книги "Балы", Николас Фолкс
Костюм Александры Фёдоровны к балу, 1903. Скан из книги "Балы", Николас Фолкс

Огромная коруна была украшена узором в виде оливковых ветвей и осыпана жемчугом. Цепь конца XVIII века играла роль подвесок - "рясен". Бусины, осыпанные бриллиантами, чередовались с жемчугом, а внизу заканчивались "кисточками" из бразильских бриллиантов.

 «Сокровища дома Романовых» Стефано Папи, 2011
«Сокровища дома Романовых» Стефано Папи, 2011
«Сокровища дома Романовых» Стефано Папи, 2011

Баронесса Буксгевден вспоминала: "Разумеется, все её драгоценности были подлинными. Тяжёлые и длинные серьги того времени весили столько, что их необходимо было поддерживать с помощью тонкой золотой проволоки, обвивавшейся вокруг ушей. А головной убор, по словам самой императрицы, был таким тяжелым, что за ужином она обнаружила, что не может даже наклониться к еде!" А балерина Тамара Карсавина писала впоследствии: "Императрица в тяжёлой короне была похожа на византийскую икону. Я не могла оторвать глаз от ее сарафана из тяжелой парчи, расшитого драгоценными каменьям". Словом, это великолепие было таким тяжёлым, что императрица едва могла двигаться. Однако держалась она очень прямо.

Костюм сохранился до наших дней и находится в коллекции Государственного Эрмитажа. За исключением драгоценностей...

Писатель Грег Кинг в своей книге, посвящённой двору последнего русского императора, приблизительно подсчитал, сколько стоил бы наряд императрицы в наши дни. На тот момент (2005) это было бы 10 миллионов долларов.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!