67 384 subscribers

До и после венца: невестины слёзы

167k full reads

Картины на тему "несчастная невеста" в XIX веке были очень популярными. Хотя бы уже только потому, что несчастных невест было немало... И поскольку меня просили продолжать писать про жанровую живопись, то почему бы не взглянуть на этих самых невест? Я выбрала одного художника и несколько его работ, по принципу "до венца" и "после венца".

Фирс Сергеевич Журавлёв получил за картину "Перед венцом" звание академика и несколько раз возвращался к этому сюжету, так что существуют разные версии. Вот вариант с купеческой семьёй (которая поджидает, когда же закончится эта тягостная сцена), с невестой, наряженной по последнему слову моды - в платье с пышным турнюром, длинным шлейфом, с юбкой, украшенной цветами (скорее всего, не живыми, а шёлковыми) ...

"Перед венцом",  Фирс Журавлёв, 1874. Из коллекции Государственного Русского музея
"Перед венцом", Фирс Журавлёв, 1874. Из коллекции Государственного Русского музея

..с золотыми браслетами и чуть ли не бриллиантами в волосах:

"Перед венцом",  Фирс Журавлёв, 1874. Из коллекции Государственного Русского музея. Деталь.
"Перед венцом", Фирс Журавлёв, 1874. Из коллекции Государственного Русского музея. Деталь.

И при этом она отчаянно рыдает. И ничьё присутствие её уже не смущает. Не до того.

Правда, известный критик Владимир Стасов писал, что уж слишком нарочито разложилось платье невесты, нет впечатления случайности - мол, это порыв, и она бросилась на колени... У меня есть, что ответить Стасову - сам ведь не пробовал! А в этих платьях с несколькими нижними юбками и пышной отделкой, которая помогает держать форму, иногда просто сядешь - и вот уже выглядишь, как с картины, настолько красивыми волнами и складками всё укладывается само по себе. Так что нет, претензию эту я лично не принимаю.

А вот другая версия. Не менее пронзительная чем первая, а, может быть, и более. Не такая пёстрая - свидетелей почти нет, и отец производит впечатление не столько богомольного старца, равнодушного к слезам дочери, сколько более сурового и одновременно более сострадающего. Молчаливый диалог. "Не хочу, не могу. - Надо".

"Перед венцом",  Фирс Журавлёв, 1874. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи
"Перед венцом", Фирс Журавлёв, 1874. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи

Но если до венчания, пусть всё и решено, но шаг ещё не сделан, то вот после... Назад хода нет.

"После венчания",  Фирс Журавлёв, 1874. Из коллекции Тамбовской областной картинной галереи
"После венчания", Фирс Журавлёв, 1874. Из коллекции Тамбовской областной картинной галереи

Видите, что лежит на стуле слева? Чепец, и, по всей видимости, пеньюар. Они изящны - чепчик кокетливо украшен лентой, неглиже отделано кружевом и воланами... Символ замужества и грядущей брачной ночи. Ночи, которую ждёт жених, стоящий в дверях. А невеста? Она уже всё отплакала, сил больше не осталось. Сейчас этой несчастной предстоит раздеться, снять свою последнюю защиту - броню корсета, надеть сорочку, забраться в постель и покорно ожидать, когда пожилой жених, вернее, уже законный супруг, приступит к осуществлению своих прав и обязанностей.

Можно вспоминать такие сцены, когда тоскуешь по временам кружев и бантов.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!