Императрица Евгения - невольная икона стиля

30 November 2019
19k full reads
2 min.
23k story viewsUnique page visitors
19k read the story to the endThat's 81% of the total page views
2 minutes — average reading time

Положение Первой дамы империи означает, что тебе пытаются подражать все остальные. Однако пример императрицы Евгении наглядно демонстрирует, что положение иконы стиля вовсе не обязательно связано с желанием самого человека быть такой иконой. Более того, человек мог воспринимать это как обузу.

Императрица Евгения, Эдуард Луи Дюбуфе, 1853. Из коллекции Версаля
Императрица Евгения, Эдуард Луи Дюбуфе, 1853. Из коллекции Версаля
Императрица Евгения, Эдуард Луи Дюбуфе, 1853. Из коллекции Версаля

Евгения де Монтихо была аристократкой, но не королевской крови. Супругой императора Франции Наполеона III она стала против воли многих. И в результате она чувствовала себя в роли императрицы не очень уверенно. В частности, она даже брала уроки у знаменитой актрисы Рашель – как вести себя на приёмах, как носить парадные придворные туалеты. И всё время опасалась сделать неверный шаг.

Модой при этом она была увлечена страстно, и французы даже прозвали свою императрицу-испанку "Первая оборка". Говорят, что её настольной книгой был "Перечень туалетов королевы", принадлежавший когда-то Марии Антуанетте.

Императрица Евгения в образе Марии Антуанетты, Франц Ксавер Винтерхальтер,  1854. Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк)
Императрица Евгения в образе Марии Антуанетты, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1854. Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк)
Императрица Евгения в образе Марии Антуанетты, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1854. Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк)

Её гардеробные были обширными комнатами, битком набитыми всем, что нужно тогдашней даме - от платьев до мехов, от туфель до кружев и шляпок. Они размещались над покоями Евгении.

"В комнате второго этажа, сообщавшейся с подъёмом спальней, стояло четыре больших манекена, совершенно такого же роста и сложения, как её величество. Как только фрейлина передавала наверх в рупор приказания императрицы относительно её туалеты, горничные вынимали из шкафов требуемый костюм и одевали один из манекенов, который по подъёму являлся в спальную, и Евгения, осмотрев его, знала, какой вид она будет иметь через несколько минут, затем манекен тем же способом возвращался во второй этаж". Многие платья и хранились на манекенах, чтобы не измяться.

Императрица Евгения, Франц Ксавер Винтерхальтер,  1854. (сс) Wikimedia Commons
Императрица Евгения, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1854. (сс) Wikimedia Commons
Императрица Евгения, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1854. (сс) Wikimedia Commons

Мода была той областью, которой Евгения уделяла очень много внимания, но... при этом была ретроградкой!

Ворт-младший вспоминал: "Её Величество не только никогда не вводила моду, но крайне неохотно принимала новые идеи, даже если они становились популярными. Кроме того, она упорно придерживалась своих предпочтений и антипатий. Когда Евгения полюбила всякого рода отделки, то желала иметь их на всех своих платьях. Когда ей нравился какой-нибудь цвет или фасон, она отказывалась заменять их чем-нибудь новым. В ней не было ничего от тех женщин, которые кричат: "О, я не могу носить бант на платье в этом году, у меня был такой бант прошлой весной".

И даже если ей нравились новые модели платьев, первыми надевали их придворные дамы, а затем уж, когда они переставали казаться экстравагантыми, сама императрица.

Императрица Евгения и её дамы, Франц Ксавер Винтерхальтер,  1855. Из коллекции Компьенского дворца
Императрица Евгения и её дамы, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1855. Из коллекции Компьенского дворца
Императрица Евгения и её дамы, Франц Ксавер Винтерхальтер, 1855. Из коллекции Компьенского дворца

Дело было не только в том, что просто не любила нового. Евгения боялась ошибиться, исполняя роль императрицы. По словам Ворта, она однажды сказала ему, что в её положении она должна не задавать моду, а соглашаться следовать ей. Однако, в силу этого самого положения, всё равно была невольной иконой стиля.

Евгения почти никогда не появлялась на публике дважды в одном и том же. И вторая жизнь её нарядов превратилась в своеобразный бизнес. Часть из них раздавалась – в обмен на кукую-то услугу. Однако большая часть попадала к фрейлинам, которые их продавали. Например, в театры – приобретение "старых" вещей из королевского гардероба было давней театральной традицией. Но в XIX веке появились и нововведения.

Платья императрицы начали попадать в прокат. Прокат существовали и раньше, но теперь распространились заведения высокого класса. Особенно в США. Так что платье императрицы Евгении могло несколько месяцев спустя появиться на балу в Луизиане...

Всё равно что костюмы звёзд в наше время. Только намного лучше. :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!