Импрессионисты и мода

20 August 2019

Несколько лет назад в Париже, а затем в Нью-Йорке прошла выставка, посвящённая теме "импрессионизм и мода". С одной стороны, там были представлены картины знаменитых мастеров, с другой – подлинные наряды и аксессуары той эпохи. Одно дополняло другое. Музейные предметы казались сошедшими с картин, а те, в свою очередь, ещё больше оживали – вот же, взгляните, всё это существовало и носилось в реальности!

"Сёстры" Берты Моризо, 1869, из коллекции Националной галереи искусств (Вашингтон) и прогулочное платье 1860-х
"Сёстры" Берты Моризо, 1869, из коллекции Националной галереи искусств (Вашингтон) и прогулочное платье 1860-х

Импрессионисты писали то, что видели, стремясь остановить мгновение, передать впечатление. И моды это тоже касалось. Спешащие по делам мужчины и женщины в деловых и прогулочных костюмах на улицах и площадях, в вечерних костюмах – в театральных ложах, в лёгких летних нарядах – на пикниках и завтраках на траве, и в домашних – в интимной обстановке...

"Завтра на траве", Клод Моне, 1866. Из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
"Завтра на траве", Клод Моне, 1866. Из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Нет, работы импрессионистов – не фотографии. Бывало, они помещали своих героев, и особенно героинь, на нейтральный или, наоборот, какой-нибудь интересный фон. Но всё же живопись импрессионистов – это уникальная энциклопедия моды, которая позволяет её оживить, поместить в реальный контекст.

Дама в голубом, Пьер-Огюст Ренуар, 1874. Из коллекции Национального музея Уэльса
Дама в голубом, Пьер-Огюст Ренуар, 1874. Из коллекции Национального музея Уэльса

В 1881 Эдуард Мане сказал, что "новейшая мода абсолютна необходима для живописи". И на работах импрессионистов действительно находит отражение новейшая мода. А она в XIX веке меняется очень часто и проникает практически во все слои общества. Ткани становятся дешевле. Выходит множество дамских журналов, где есть и описания, и выкройки. Да, платье требует точной посадки по фигуре и лучше его заказать. Но верхнюю одежда, аксессуары, отделку – всё это можно приобрести, и не только в небольшой лавке модистки, как раньше, но и в большом магазине. Словом, почти любой доход позволял следить за модой.

"Зонтики", Пьер Огюст Ренуар, 1881-86. Из коллекции Национальной галереи (Лондон)
"Зонтики", Пьер Огюст Ренуар, 1881-86. Из коллекции Национальной галереи (Лондон)

И с такой демократизацией моды законодательницами моды, иконами стиля становятся самые разные женщины. Не только светские дамы, как раньше, но и богема, и женщины полусвета. А за ними следуют остальные, вплоть до продавщиц.

А Париж – это модный Олимп. Это огромная индустрия моды, которая обслуживает и Францию, и Европу, и даже Соединённые Штаты. Это модные журналы, новые модели платьев, аксессуары, бельё, кружева...

"В шляпном магазине", Эдгар Дега, 1882. Музей Тиссена-Борнемисы
"В шляпном магазине", Эдгар Дега, 1882. Музей Тиссена-Борнемисы

И весь этот модный мир, прихотливый, изменчивый, попадает на картины импрессионистов... И оживает.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!