Как обращаться с кринолином

10 October 2019

Если вы мне сейчас скажете, что в наше время это знание никому не нужно, я отвечу: "Ха!" Помню, несколько лет назад мы с подругой Софьей - да-да, шкодливым историком искусства Шакко - гуляли по Архангельскому. И она потом шутила: "Больше с тобой не пойду, ты плюёшься в невест". Ну, это-то, положим, неправда, я не плевалась! :) А просто на ушко рассказывала ей (на примерах многочисленных невест, которыми полно это место) об ошибках обращения с кринолином.

Что они есть - это неудивительно. Ведь навыка-то обычно нет... А пышная юбка, "платье, как у принцессы" - мечта многих. Так что, на самом деле, применить кринолин есть где. Свадьба. Бал - не реконструкторский, там-то люди подготовленные в этом отношении - а наподобие Венского. Фотосессия. И т.д.

Словом, что нужно знать, чтобы не попасть впросак?

Из альбома карикатур Карла Людвига Йенсена, 1906. (сс) Wikimedia Commons
Из альбома карикатур Карла Людвига Йенсена, 1906. (сс) Wikimedia Commons

"Скелет дамы в кринолине"

Кто-то когда-то в среде любителей исторических танцев обронил подобное выражение, и оно стало, как говорится, широко известным в узких кругах. Очень точное, надо заметить. Что такое кринолин? Это, прежде всего, обручи. Современные кринолины обычно представляют собой обручи, вшитые в тонкую ткань, и отличаются от тех, что стали популярными со второй половины 1850-х: обручей, соединённых полосками ткани. Но суть одна. Обручи.

Так вот, если надеть платье просто поверх кринолина, эти обручи будут выступать, как кости скелета порой выступают под кожей. И это не самое красивое зрелище. Даже если кажется, что ткань платья лёгкая, красиво легла складками, и вроде бы кринолин под ней не проступает, не верьте ему. Он, коварный, дождётся порыва ветра, ткань его облепит и получится некрасивый абажур.

"Хозяйка и горничная", карикатура из журнала "Панч", 1862.  (сс) Wikimedia Commons
"Хозяйка и горничная", карикатура из журнала "Панч", 1862. (сс) Wikimedia Commons

Так что неважно, из чего сшито платье - тюль на атласном чехле, тонкий шёлк, плотный жаккард или парча - нельзя пренебрегать нижней юбкой. Например, из нескольких слоёв фатина - как "шопенка" у балерины. Или из хлопковой ткани - тогда, желательно, с воланами, чтобы уж точно обручи не проступили. В общем, нижняя юбка может быть из чего угодно, но она нужна! Только тогда и будет казаться, что на вас волшебное платье с пышной юбкой, а конструкция, которая её поддерживает, никому не будет видна. Иначе, увы, абажур. Ну или скелет.

Нижняя юбка под кринолином

Думаете, никто не увидит, что у вас под ним? Как же! Всё тот же порыв ветра. Или вас подхватили на руки. Или вы кружитесь в танце. Конечно, мы уж не те дамы прошлого, которые боялись показать ноги (я уже когда-то писала о "кринолинах и конфузах"). Но, поверьте, гораздо красивее, если, в случае чего, взгляд окружающих падает на пену кружев или оборок на нижней юбке, а не на изнанку кринолина. Нет, если вы планируете в нём только красиво постоять, не двигаясь, можно и обойтись.

Не хвататься!

Кстати, о движении. Непривычные к кринолинам дамы - в частности, невесты, которых фотографы то и дело ведут куда-нибудь - боясь испачкать платье, его подбирают. И это логично. Но захватывают при этом и кринолин! Как я писала выше, мы уже не боимся показывать ноги. Дело не в этом. Просто тогда вместо Прекрасной Дамы, которая приподняла подол своего Прелестного Наряда, мы видим некую труженицу, которая подхватила ворох ткани и обручей и тащит его. С трудом - потому что эта охапка, помимо прочего, заслоняет обзор, и не очень видно, как и куда ступать.

Уличная певица, Эдуард Мане, 1862. из коллекции Музея изящных искусств Бостона
Уличная певица, Эдуард Мане, 1862. из коллекции Музея изящных искусств Бостона

Платье - жаль, да, а вот кринолину ничего не будет. Лучше аккуратно собрать платье - и желательно не спереди, а сбоку. Идти он не мешает. Если кринолин правильной длины, то не споткнётесь. Вот на лестницах и пригорках можно и его подхватить, и то не обязательно задирать до пояса. :)

Как сидеть

Если в кринолине просто плюхнуться, он встопорщится, как скелет кита. Нижний обруч может задраться едва ли не до подбородка, а из середины будут торчать ноги. Сейчас специально попробовала так сделать - очень забавное зрелище! А если хочется выглядеть Прекрасной Дамой, садиться нужно аккуратно.

В прошлом, когда обручи шли от подола до талии, дамы, например, могла слегка нажать на кринолин впереди, как бы чуть прижимая его к себе. Он, соответственно, немного поднимался сзади. И когда дама садилась, то спереди нижний обруч аккуратно ложился у самых ног. Поверх пышно лежало платье. Всё прилично и красиво.

Иллюстрация из одного патента на кринолины, 1858. (сс) Wikimedia Commons
Иллюстрация из одного патента на кринолины, 1858. (сс) Wikimedia Commons

В принципе, были разные варианты, многое зависело от конструкции кринолина.

Иллюстрация из одного патента на кринолины начала 1860-х. (сс) Wikimedia Commons Видите, сзади часть обручей не смыкается? Чтобы кринолин не задирался!
Иллюстрация из одного патента на кринолины начала 1860-х. (сс) Wikimedia Commons Видите, сзади часть обручей не смыкается? Чтобы кринолин не задирался!

Что касается современных кринолинов - обычно из сетки с вшитыми у подола обручами - можно прихватить платье с кринолином по бокам. Зажать в горсти слева и справа буквально несколько сантиметров, этого хватит . А дальше направить его чуть к себе. Всё, нижний обруч сзади приподнялся достаточно, можно садиться.

Деталь кариикатуры Джона Лича для журнала "Панч", 1857.  (сс) Wikimedia Commons
Деталь кариикатуры Джона Лича для журнала "Панч", 1857. (сс) Wikimedia Commons

В общем, послушных вам кринолинов! :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!