Как одевалась старая графиня из "Пиковой дамы"

10 July 2019

Эту повесть Пушкин написал в 1833. Главному прототипу старой графини Анны Федотовны было тогда около девяноста лет...

Это в старости княгиню Наталью Петровну Голицыну прозвали "Princesse moustache" за пробившиеся с возрастом усики. А в молодости это была, говорят, блистательная красавица! Дочь дипломата, князя Петра Григорьевича Чернышёва, она родилась в Англии, где и провела всё детство. А после короткого, на несколько лет, возвращения в Россию, семья уехала по месту нового назначения. В Париж.

Граф Пётр Григорьевич Чернышёв с семьёй, Давид Людерс, 1750-е. (сс) Wikmedia Commons. Маленькая Наталья - крайняя слева
Граф Пётр Григорьевич Чернышёв с семьёй, Давид Людерс, 1750-е. (сс) Wikmedia Commons. Маленькая Наталья - крайняя слева

Там и прожила Наталья Петровна с двенадцати до восемнадцати лет - то есть становление её, как женщины, прошло при блестящем дворе Людовика XV. Потом она стала фрейлиной Екатерины II, вышла замуж за красавца князя Голицына, твёрдой рукой управляла делами семьи и... в 1783 снова уехала во Францию. Ради образования детей, которым тогда было от шестнадцати до восьми.

И тут уже блистала при дворе Людовика XVI и Марии Антуанетты. "Надобно знать, что бабушка моя, лет шестьдесят тому назад, ездила в Париж и была там в большой моде. Народ бегал за нею, чтоб увидеть la Vénus moscovite; Ришелье за нею волочился, и бабушка уверяет, что он чуть было не застрелился от ее жестокости". Заметим, Московской Венере было тогда уже сорок лет, она была матерью пяти детей, но это не мешало ей быть одной из парижских звёзд.

Наталья Петровна Голицына, Александр Рослин, 1777. Из коллекции Художественного музея Мальмё
Наталья Петровна Голицына, Александр Рослин, 1777. Из коллекции Художественного музея Мальмё

Одевалась она, конечно, соответственно. "Однажды при дворе она проиграла на слово герцогу Орлеанскому что-то очень много. Приехав домой, бабушка, отлепливая мушки с лица и отвязывая фижмы, объявила дедушке о своем проигрыше и приказала заплатить". На самом деле в 1770-80-х огромные широкие юбки были уже не в моде... если только речь не о королевском дворе. Там по-прежнему нередко красовались в пышнейших платьях.

Дама в придворном костюме, Шарль-Жермен Сент-Обен, 1785.
Дама в придворном костюме, Шарль-Жермен Сент-Обен, 1785.

Добавлю, что знаменитое тогда дело о бриллиантовом ожерелье должно было разворачиваться на её глазах. И модные платья-сорочки тоже, наверное носила.

В 1790 Наталья Петровна с семьёй вернулась в Россию. И жила там всеми уважаемой и почитаемой дамой. Мода постепенно менялась, от платьев с пышными юбками и подчёркнутыми корсетом талиями женщины постепенно перешли к лёгким платьям с талиями завышенными.

Наталья Петровна Голицына, Бенуа-Шарль Митуар, 1810-е. (сс) Wikmedia Commons
Наталья Петровна Голицына, Бенуа-Шарль Митуар, 1810-е. (сс) Wikmedia Commons

Однако многие женщины в возрасте по-прежнему хранили старые привычки.

"Старая графиня *** сидела в своей уборной перед зеркалом. Три девушки окружали ее. Одна держала банку румян, другая коробку со шпильками, третья высокий чепец с лентами огненного цвета. Графиня не имела ни малейшего притязания на красоту давно увядшую, но сохраняла все привычки своей молодости, строго следовала модам семидесятых годов и одевалась так же долго, так же старательно, как и шестьдесят лет тому назад". Шестьдесят лет назад было приблизительно так:

"Платье,  1775", Анна Фрэнкленд Льюис. Из коллекции LACMA (музей искусств Лос-Анджелеса).
"Платье, 1775", Анна Фрэнкленд Льюис. Из коллекции LACMA (музей искусств Лос-Анджелеса).

Добавим седины, чепец... И получится так:

Миссис Филипп Дюпонт, Томас Гейнсборо, 1778. Из коллекции Чикагского института искусств.
Миссис Филипп Дюпонт, Томас Гейнсборо, 1778. Из коллекции Чикагского института искусств.

Ну разве что огненных лент не хватает. :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!