Как появились сумочки-минодьеры

История этих сумочек связана с именем конкретной женщины. Не будем вдаваться в подробности её неоднозначной, мягко говоря, биографии. Скажу лишь, что Флоренс Ля Каз стала женой американского миллионера, Фрэнка Джея Гулда, который унаследовал состояние отца и сам занимался бизнесом. В частности, переехав в Европу, он открыл ряд гостиниц и казино на Французской Ривьере. В немалой степени благодаря чете Гулдов это место превратились в роскошный курорт.

Флоренс Гоулд, сентябрь 1930 г. (сc) Библиотека Конгресса
Флоренс Гоулд, сентябрь 1930 г. (сc) Библиотека Конгресса

Флоренс была третьей супругой своего миллионера. В 1920-1930-х она блистала на Ривьере. У неё был салон, где бывали и Жан Кокто, и Сальвадор Дали, и Френсис Скотт Фитцджеральд, и Пабло Пикассо, и Чарли Чаплин, и Коко Шанель...

Конечно, у неё были роскошные наряды - одевалась она в доме моды Жанны Пакен. И, конечно, у неё были драгоценности. В частности, Флоренс была верной клиенткой Van Cleef & Arpels.

А что же сумочка? Так вот. Однажды Шарль Арпельс заметил, что Флоренс носит все необходимые ей мелочи - и помаду, и пудру, и зажигалку - в металлической белой коробке из-под сигарет Lucky Strike. И это вдохновило Арпельса в 1933 г. разработать прелестный маленький аксессуар, в котором помещалось бы самое необходимое для вечернего выхода.

Пудреница, Van Cleef & Arpels, ок. 1925 г. Платина, жёлтое золото, мелкий жемчуг, чёрная эмаль, бриллианты. Из коллекции Van Cleef & Arpels.
Пудреница, Van Cleef & Arpels, ок. 1925 г. Платина, жёлтое золото, мелкий жемчуг, чёрная эмаль, бриллианты. Из коллекции Van Cleef & Arpels.

А вот название эта вещица получила благодаря другой женщине, жене Альфреда Ван Клифа, Эстель. "Минодьер" на французском означает "жеманный", а Эстель была очаровательной жеманницей.

Минодьеры могли быть настоящими драгоценностями, произведениями ювелирного искусства. В минодьерах той эпохи всему было своё место, от пудры до сигарет, от расчёски до помады!

В отличие от своих собратьев, туалетных несессеров и пудрениц- конвертов (а о них - в следующий раз!) минодьеры 1930-х отличались сдержанным дизайном. Те были кокетливыми, а минодьеры – строгими. Но роскошными.

Минодьер "Завиток", Van Cleef & Arpels, 1935 г. платина, жёлтое золото, чёрный лак, бриллианты. Из коллекции Van Cleef & Arpels.
Минодьер "Завиток", Van Cleef & Arpels, 1935 г. платина, жёлтое золото, чёрный лак, бриллианты. Из коллекции Van Cleef & Arpels.

И, однажды появившись, они уже никуда не исчезли. Конечно, мода влияла на их внешний вид, и со временем они стали не такими лаконичными, но суть остаётся всё той же. Маленькая жёсткая сумка-коробочка, которую женщина сжимает в руке...

Если вы сейчас задумались над тем, в чём разница между минодьером и клатчем, то давайте сразу проясним этот вопрос. Минодьер – явный родственник клатча, и их часто называют на английском box clutch, то есть клатч-коробка. Они обязательно жёсткие, фактически, как очешники. И всегда маленькие! Вмещают только самое необходимое.

Минодьер "Завиток", Van Cleef & Arpels, 1935 г. платина, жёлтое золото, чёрный лак, бриллианты. Из коллекции Van Cleef & Arpels.
Минодьер "Завиток", Van Cleef & Arpels, 1935 г. платина, жёлтое золото, чёрный лак, бриллианты. Из коллекции Van Cleef & Arpels.

Ну а клатчи... Они могут быть разными: и большими, и маленькими, и жёсткими, и не очень. И могут быть разными по конструкции.

Но вечером лично я предпочту минодьер. Увы, не от Van Cleef & Arpels.

Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей по истории моды!