Как в моду вошло цветное бельё

24 February 2019

Вплоть до конца XIX века женское бельё было относительно простым, без пышной отделки, и в основном белым. Ведь его главная функция - защищать костюм от телесных выделений. Бельё меняли так часто, как могли себе это позволить, его стирали, вываривали, отбеливали... Словом, нежные ткани, кружева и вышивка просто не выдерживали бы такой режим. К тому же бельё было вещью очень интимной, предназначенной вовсе не для того, чтобы ею любоваться. У добропорядочной женщины - скромное бельё!

"За туалетом", Анри Жерве, 1878 г., из частной коллекции
"За туалетом", Анри Жерве, 1878 г., из частной коллекции

Что могло быть цветным и нарядным? Нижние юбки. Например, в середине XIX века в моду вошли кринолины, большие каркасы для юбок, сделанные из ткани и тонких стальных полосок. Эти лёгкие конструкции колыхалась при движении. В результате то, что у дамы под платьем, нередко становилось доступным взорам окружающих.

Так вот, поверх кринолина, как правило, надевали две нижних юбки. Обе могли быть белыми, но не обязательно - верхняя из них часто бывала цветной. И её подол отделывался особенно тщательно. Эти юбки шили из самых разных тканей, от кашемира до тафты, украшали оборками и лентами.

Цветная гравюра из модного журнала "La Mode illustrée" 1864 г. - из-под платьев виднеются нижние, отделанные цветными оборками юбки.
Цветная гравюра из модного журнала "La Mode illustrée" 1864 г. - из-под платьев виднеются нижние, отделанные цветными оборками юбки.

И потом, когда кринолины из моды вышли, самая верхняя из нижних юбок довольно часто бывала цветной. Не такой "бельевой" цвет, так что даже если и мелькнёт из-под платья - не страшно.

Со временем в моду начали входить цветные корсеты. Поначалу многие считали это абсолютно недопустимым и неприличным. Мол, у добропорядочной женщины корсет должен быть белым или бежевым. А цветные - признак декаданса или даже проявление истерии.

"Нана", Эдуард Мане, 1877 г., из коллекции Художественного музея в Гамбурге
"Нана", Эдуард Мане, 1877 г., из коллекции Художественного музея в Гамбурге

Но и женщины, и мужчины вскоре оценили привлекательность корсетов из цветных нарядных тканей. Одно дело - практичный бежевый из какой-нибудь хлопковой ткани, и совсем другое - из жёлтого шёлка, обшитый чёрными кружевами. Или из голубого муара. Или даже красный! Например, в журнале "La vie parisienn" в 1885 завлекательно описывали корсет с узором в виде павлиньих перьев и корсет цвета чайной розы...

И чулки. Чулки тоже могли быть цветными! Причём в зависимости от моды их цвет подбирали то к к платью, то к нижней юбке, а то и контрастный по отношению к ним.

"После сеанса", Ричард Берг, 1884 г., из коллекции Музея искусств Мальмё
"После сеанса", Ричард Берг, 1884 г., из коллекции Музея искусств Мальмё

Чем ближе к концу века, тем более интересным и нарядным становится бельё. Но по-настоящему культ цветного белья, культ шифона и шёлка, обилие лент, кружев и прочих дамских радостей, начнётся на рубеже XIX и XX веков.

Но об этом - в следующий раз!

Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма!