Как венчалась дочь Александра II

31 October 2019
44k full reads
3 min.
51k story viewUnique page visitors
44k read the story to the endThat's 86% of the total page views
3 minutes — average reading time

24 января 1874 единственная дочь императора Александра II вышла замуж за второго сына королевы Виктории. Свадьба Марии Александровны и принца Альфреда была очень пышной - даже по царским и королевским меркам.

Мария Александровна и принц Альфред, фотография в честь помолвки, 1873. Из Королевской коллекции
Мария Александровна и принц Альфред, фотография в честь помолвки, 1873. Из Королевской коллекции
Мария Александровна и принц Альфред, фотография в честь помолвки, 1873. Из Королевской коллекции

Обратимся к журналу "Гражданин": "За три дня до свадьбы выставлено было в залах Дворца приданое Великой Княгини. Трудно описать его в подробностях; говорят, что при составлении его руководствовались строго прежними приданными наших Великих Княжон. Особенное великолепие составляют шубы и, как слышно, то, что не было выставлено – бриллианты и серебро. Приданое выставленное заключалось в платьях, в готовых и не сделанных числом до семидесяти, в белье и шубах. Шуб было четыре; одна из них поразительно великолепна – из чёрного как смоль соболя. К числу замечательнейших драгоценностей приданного принадлежит одно ожерелье из сапфиров и одно из бриллиантов. Императорская Фамилия, по обычаю делает подарок совокупно; на этот раз, как известно, подарок Её заключается в великолепном серебряном столовом сервизе на сорок персон в русском стиле, заказанном в Москве у Овчинникова, описание которого было помещено уже нами. Ящики, заключающие в себе приданое – из красной кожи, с бронзовою оправою; если не ошибаемся, их около 40".

"Свадьба принца Альфреда", Николя Шевалье, 1874. Из Королевской коллекции

Наряд невесты тоже был подробно описан: "На голове её был венок из цветов и бриллиантовая Великокняжеская корона; платье-сарафан было из серебряного глазета, на котором вытканы были серебряные букеты, шлейфом, и сверх сего Великокняжеская мантия из пунцового бархата, подбитая горностаем, которую держали три камергера и шталмейстер". А не просто "четыре пажа", как потом написали в "Нью-Йорк Таймс". :) Ну а платье-сарафан - придворное платье в русском стиле, о котором я уже рассказывала, особого кроя, с длинными откидными рукавами. Такие платья надевали на торжественные придворные церемонии.

Эскиз свадебного наряда Марии Александровны, 1873. Из частной коллекции
Эскиз свадебного наряда Марии Александровны, 1873. Из частной коллекции
Эскиз свадебного наряда Марии Александровны, 1873. Из частной коллекции

Разумеется, на венчании присутствовали и наследники России и Англии, будущий Александр III и Эдуард VII. Они были женаты на родных сёстрах, датских принцессах, Дагмаре (Марии Фёдоровне) и Александре. Обе сестры отличались изысканным вкусом и были очень похожи друг на друга. Александра, принцесса Уэльская, была "в тёмно-красном бархате, на ней были бриллиантовая тиара, бриллиантовое колье-воротник, и жемчужное ожерелье". А её сестра Мария Фёдоровна - в платье "из голубого бархата с золотой отделкой". Их платья тоже были, разумеется, в русском стиле.

"Свадьба принца Альфреда", Николя Шевалье, 1874. Из Королевской коллекции. Деталь. в группе из четырёх женщин справа те, что в центре - Александра в тёмно-красном и Мария Фёдоровна в синем (а мальчик рядом с ней - будущий Николай II)
"Свадьба принца Альфреда", Николя Шевалье, 1874. Из Королевской коллекции. Деталь. в группе из четырёх женщин справа те, что в центре - Александра в тёмно-красном и Мария Фёдоровна в синем (а мальчик рядом с ней - будущий Николай II)
"Свадьба принца Альфреда", Николя Шевалье, 1874. Из Королевской коллекции. Деталь. в группе из четырёх женщин справа те, что в центре - Александра в тёмно-красном и Мария Фёдоровна в синем (а мальчик рядом с ней - будущий Николай II)

После венчания (сначала по православному обряду, а потом по англиканскому) последовал роскошный банкет. Из дневника статс-секретаря П.А.Валуева: "Я никогда еще не видел Зимнего Дворца так полным и пе­реполненным. <...> Иностранцев разных свит до 50. Многочисленность наших придворных чинов со дня на день становится неудобнее. От них нигде нет места. Я должен был выйти из церкви и потому не присутствовал при бракосочетании по наше­му обряду, но хорошо видел и слышал английс­кий обряд... Великая Княжна, несмотря на бремя бриллиантового венца, бархатной мантии и пр., выдержала оба обряда без изнеможения. В пять ча­сов был обед на 700 кувертов и действительно обедало 690, тогда как до сих пор не случалось, чтобы обедавших за один раз бывало более 500. Во время обеда г-жа Патти превзошла самую себя и покрыла своим голосом не только оркестр, но и шум 600 тарелок с вилками и ножами и движе­ние 400 официантов".

После банкета последовал не менее пышный бал, и начало его было как нельзя более русско-английским – сначала прозвучал национальный гимн Британии, а затем бал открылся полонезом под музыку из оперы Глинки "Жизнь за царя".

"Свадьба принца Альфреда, англиканский обряд", Николя Шевалье, 1874. Из Королевской коллекции
"Свадьба принца Альфреда, англиканский обряд", Николя Шевалье, 1874. Из Королевской коллекции
"Свадьба принца Альфреда, англиканский обряд", Николя Шевалье, 1874. Из Королевской коллекции

Словом, отпраздновали так отпраздновали! Вступление герцогини Эдинбургской, русской великой княжны Марии Александровны, в новую, английскую, жизнь было отмечено с поистине русским размахом.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!