67 750 subscribers

Кокошники не по форме

10k full reads

Император Николай Первый а) любил порядок во всём б) любил форму. Поэтому то, что именно при нём возникло такое явление, как дамский придворный мундир - неудивительно. Придворные дамы в праздничные дни носили особые наряды, в которых всё было жёстко регламентировано - от цвета до вышивки. И в этом "офранцуженном сарафане" была своя прелесть!

А что же те дамы, у которых не было должности при дворе?

Фрейлина императрицы Александры Фёдоровны, неизв. художник, 1830-е. (сс) Wikimedia Commons
Фрейлина императрицы Александры Фёдоровны, неизв. художник, 1830-е. (сс) Wikimedia Commons

Они тоже обязаны были являться в соответствующих нарядах. Только свободны у них было больше, чем у придворных: "различных цветов, с различным шитьём, кроме, однако же, узора шитья, назначенного для придворных дам". И в отличие от какой-нибудь фрейлины великой княжны, которой положен был светло-синий наряд с золотом, и никак иначе, и отступить не смей, "свободные" дамы могли проявлять фантазию. Хочешь - розовое, хочешь - палевое, хочешь - светло-зелёное, хочешь - отделай мехом или лебяжьим пухом, хочешь - закажи вышивку разноцветным шёлком...

Тереза фон Бахерахт, неизв. художник, 1830-е. (сс) Wikimedia Commons
Тереза фон Бахерахт, неизв. художник, 1830-е. (сс) Wikimedia Commons

Но! Свобода эта тоже была, знаете ли, с ограничениями. И моя любимая история по этому поводу связана с одним дворцовым балом, который состоялся 6 декабря 1840 года.

Этот дамский мундир предусматривал и головной убор: у женщин замужних - кокошник, у незамужних - т.н. повязка (считайте, упрощённый вариант кокошника). Так вот. Барон М.А. Корф вспоминал: "..Некоторые дамы позволили себе отступить от этой формы и явились в кокошниках, которые, вместо бархата и золота, сделаны были из цветов".

Вы представьте себе это! Должно быть очень красиво! (А если учесть, что дело было в декабре, то и дорого). Но Николай I был недоволен - это же отступление от формы!

Портрет неизвестной в придворном платье, неизв. художник, 1830-е. (сс) Wikimedia Commons
Портрет неизвестной в придворном платье, неизв. художник, 1830-е. (сс) Wikimedia Commons

"Государь тотчас это заметил и приказал министру императорского двора князю Волконскому строго подтвердить, чтобы впредь не было допускаемо подобных отступлений. Волконский же, вместо того чтобы ограничиться распоряжением по двору, сообщил эту высочайшую волю к исполнению С.-Петербургскому военному генерал-губернатору графу Эссену, никогда не отличавшемуся ни особенной рассудительностью, ни высшим тактом. И что же вышло? Через несколько дней все наши знатнейшие дамы и девицы были перепуганы набегом квартальных надзирателей, явившихся к ним с письменным объявлением помянутой высочайшей воли и с требованием, чтобы каждая из них расписалась на том же самом листе в прочтении сего объявления! Государь, до которого это, разумеется, тотчас дошло, сначала очень посмеялся над таким деликатным распоряжением полиции, но потом не оставил сделать строгое замечание и князю Волконскому, и графу Эссену".

Мария Фёдоровна Ростовская, урожденная Львова, неизв. художник, 1830-е. (сс) Wikimedia Commons
Мария Фёдоровна Ростовская, урожденная Львова, неизв. художник, 1830-е. (сс) Wikimedia Commons

Могу себе представить этот переполох... Вот что бывает, если пойти на придворный бал в кокошнике не по форме. :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory