Косметика конца XIX века

6,4k full reads
7,6k story viewsUnique page visitors
6,4k read the story to the endThat's 83% of the total page views
3 minutes — average reading time

К концу века много писали о том, что каждая женщина имеет право быть красивой! А, значит имеет и право пользоваться косметикой... Постепенно красоту, в том числе и приукрашенную с помощью красок, стали рассматривать как средство самовыражения.

"За туалетом", Жорж Крухаарт, 1891 г., из коллекции Фрика (Нью-Йорк)
"За туалетом", Жорж Крухаарт, 1891 г., из коллекции Фрика (Нью-Йорк)
"За туалетом", Жорж Крухаарт, 1891 г., из коллекции Фрика (Нью-Йорк)

Знаменитый английский писатель Оскар Уайльд два года, с 1887 по 1889, редактировал журнал "Мир женщин". Нам, правда, неизвестно, писал ли он для него статьи. Не исключено - толк в красоте он знал. Историк моды Эйлин Рибейро приводит отрывок из сентябрьского журнала 1888 года: "В наше время светская дама подчёркивает своё очарование не только с помощью одежды, но и с помощью лосьонов и красок. Крем "Симон", пудра, сделанная из фиалок России или Сан Ремо... Женские щёки цветут с помощью румян, сделанных из роз Прованса, а розовые губы обязаны своим цветом бальзаму; ну а искусно использованный карандаш придаёт форму бровям и зажигает пламя в глазах".

"За туалетом", Жорж Крухаарт, 1890-е, из частной коллекции
"За туалетом", Жорж Крухаарт, 1890-е, из частной коллекции
"За туалетом", Жорж Крухаарт, 1890-е, из частной коллекции

Словом, полноценный "мейк ап"! Кстати, как раз тогда это выражение и вошло в обиход. Поначалу использовали его в театральном сленге. Именно у актрис во многом и учились светские дамы, подсматривая определённые приёмы использования сценического грима. К примеру, румянами уже не просто оживляли щёки, а и подчёркивали скулы.

Кожу обязательно готовили к нанесению косметики, и куда более основательно, чем прежде. Уже не просто, например, недосмывали мыло, а наносили вазелин, или кольдкрем, или какое-нибудь растительное масло.

Тогдашние тональные средства, по-прежнему называвшиеся белилами, были уже более безопасными, чем раньше. Обычно это была смесь окиси цинка, глицерина и разных душистых вод. Правда, не могу не заметить, что вредные рецепты с ртутью, увы, по-прежнему встречались.

Реклама рисовой пудры - с актрисой Сарой Бернар
Реклама рисовой пудры - с актрисой Сарой Бернар
Реклама рисовой пудры - с актрисой Сарой Бернар

Что до пудры, то как раз в 1890-х появляется вещь, которая и сегодня есть почти в каждой косметичке. Компактная пудра! Наконец-то! Первой её начала выпускать фирма"Буржуа".

Причём если раньше краски для лица воспринимались в основном как средство замаскировать увядание, то теперь к ним начало проявлять интерес и юное поколение - чтобы подчеркнуть красоту! Конечно, многие это не одобряли, но это не мешало юным девицам заглядывать в материнские шкатулки с заветными средствами.

"Портрет Алины Мейсон в голубом", Раймундо Мадрасо, из частной коллекции
"Портрет Алины Мейсон в голубом", Раймундо Мадрасо, из частной коллекции
"Портрет Алины Мейсон в голубом", Раймундо Мадрасо, из частной коллекции

Про саму императрицу Марию Фёдоровну, даму самого, так сказать, высшего света, Александр Бенуа (а на глаз художника можно полагаться) писал в начале 1890-х: "Одета государыня всегда была очень скромно, без какой-либо модной вычурности, и лишь то, что ее лицо было сильно нарумянено (чего не могла скрыть и черная вуалька), выдавало известное кокетство — das ewig Weibliche ["вечная женственность"]".

Производство косметики стало массовым. Чего только не было, например, в каталоге "Буржуа", от помад до ароматизированных саше для туфель. Более семисот наименований!

Всё. Декоративная косметика снова завоевала место под солнцем. Но продолжение следует.

Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма!