Косметика времён Пушкина и Гоголя

22k full reads
26k story viewsUnique page visitors
22k read the story to the endThat's 87% of the total page views
3 minutes — average reading time

Не отказавшись от декоративной косметики в начале XIX века, когда в моду вошла естественная красота, женщины использовали её и позднее, в 1820-40-х. Правда, желательно так, чтобы это не было заметно... И в книгах по уходу за лицом и телом, с одной стороны, были рецепты средств для смягчения кожи, сохранения свежести лица, отбеливания зубов. А с другой - рецепты окрашивания губ, щёк, ресниц, бровей.

Аврора Демидова, Карл Брюллов, 1837 г., Константиновский дворец (Стрельна)
Аврора Демидова, Карл Брюллов, 1837 г., Константиновский дворец (Стрельна)
Аврора Демидова, Карл Брюллов, 1837 г., Константиновский дворец (Стрельна)

Вот как поясняли причины использования красок для лица в одной такой книге 1834 года: "В первую очередь, их быстро и легко нанести. Кроме того, они дают более яркий, примечательный и быстрый эффект. Кроме того, используют их и в тех случаях, когда косметика [т.е. уходовая косметика - прим. автора] бессильна. Например, если внешность человека ничем не примечательна, или же он стар, то краски – удобнейшее средство, можно сказать, последнее для маскировки дефектов цвета лица и следов времени". Правда, тут же отмечали, что если человек молод, свеж и красив, то использовать краски смешно.

А в другой книге авторы писали, мол, мы, конечно, считаем, что для хорошего цвета лица нужно вести здоровый образ жизни; но чтобы вы не губили себя, прибегая к средствам, которые наносят вред здоровью, вот вам несколько хороших рецептов, дорогие читательницы!

Лола Монтес, Йозеф Карл Штилер, 1847 г. , из коллекции "Галерея красавиц" дворца Нимфенбург. Лола, танцовщица и актриса, написала книгу "Искусство красоты".
Лола Монтес, Йозеф Карл Штилер, 1847 г. , из коллекции "Галерея красавиц" дворца Нимфенбург. Лола, танцовщица и актриса, написала книгу "Искусство красоты".
Лола Монтес, Йозеф Карл Штилер, 1847 г. , из коллекции "Галерея красавиц" дворца Нимфенбург. Лола, танцовщица и актриса, написала книгу "Искусство красоты".

Основное внимание в таких книгах уделялось коже – использованию мыла, кремов, лосьонов, средств для уменьшения морщин и выведения пигментных пятен.

Что до красок для лица, то активно пользовались пудрой, в частности, рисовой. Кроме того, пудру делали из мела, толчёных орехов (от фисташек до миндаля), талька, висмута и других веществ, всё ещё вредных для здоровья, пусть и не так, как раньше.

Для щёк и губ использовали бальзамы - или просто смягчающие, или придающие им розоватые оттенки.

Мария Бек, Карл Брюллов, 1840 г., из коллекции  Национальной галереи Армении
Мария Бек, Карл Брюллов, 1840 г., из коллекции Национальной галереи Армении
Мария Бек, Карл Брюллов, 1840 г., из коллекции Национальной галереи Армении

А ещё стали уделять внимание глазам и бровям! В частности, в моду вошла подводка - тёмная краска, которой проводили тонкую линию по векам. Как писали в одной книге по уходу, это "старинный восточный обычай, который позволяет глазам казаться больше и ярче, чем они есть на самом деле".

Самый примитивный, но действенный вариант – покрасить ресницы и брови соком бузины, жжёной коркой или гвоздикой (пряностью), обожжённой на свече. Правда, вы рисковали тем, что если вспотеете, всё это потечёт... Прибегали и к более сложным средствам – например, смочить брови жёлчью, а затем натереть медным купоросом (только не надо пытаться повторить, хорошо?)

Деталь портрета Леониллы Ивановны Сайн-Витгенштейн, Франц Ксавье Винтерхальтер, 1843 г., из коллекции Музея Гетти
Деталь портрета Леониллы Ивановны Сайн-Витгенштейн, Франц Ксавье Винтерхальтер, 1843 г., из коллекции Музея Гетти
Деталь портрета Леониллы Ивановны Сайн-Витгенштейн, Франц Ксавье Винтерхальтер, 1843 г., из коллекции Музея Гетти

В общем, к середине века использование декоративной косметики вновь стало практически нормой. Правда, лучше было делать вид, что ты цветёшь естественной красотой, и краски тут ни при чём. А ещё важно было соблюдать умеренность - если женщина уж слишком сильно и открыто красилась, её могли счесть представительницей полусвета.

Не могу не привести эпизод из мемуаров Юрия Бахрушина. Одна старушка вспоминала, как в юности, которая пришлась как раз на середину века, служила у некоей барыни: "Бывало, утром к ней придешь в спальню и обязательно надо принести с собой в чашечке тонко нарезанной свёклы и незаметно поставить ее в назначенное место. Только Боже упаси сказать об этом княгине, рассердится на несколько дней. Она всегда свеклой румянилась, другого не признавала и не любила страсть, чтоб об этом говорили..."

Красишься? Хорошо. Но помалкивай, и делай вид, что так и было!

Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! .