Красавица Брюллова и Средние века

В XIX интерес к одежде предыдущих эпох никогда не выходил за рамки стилизации. К костюму могли добавлять наиболее популярные когда-то детали, однако силуэт и крой всегда соответствовали господствовавшей моде! Так что наряды в стиле «Екатерина Медичи» или «Мария Антунетта» лишь отдалённо напоминали свои прототипы...

«Портрет графини Юлии Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини (Маскарад)», Карл Брюллов, не позднее 1842 г., Государственный Русский музей
«Портрет графини Юлии Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини (Маскарад)», Карл Брюллов, не позднее 1842 г., Государственный Русский музей

Платье Юлии Самойловой с глубоким декольте, лифом, подчёркивающим грудь, и почти полностью открытыми руками – вечернее платье самого конца 1830-х и начала 1840-х. О средневековом одеянии напоминают в основном материалы и отдельные элементы: обильная отделка мехом горностая, юбка из чередующихся частей красного и белого шёлка – как в «мипарти», гербовой одежде, а также длинная церемониальная мантия.

Брюллов недаром выбрал для женщины, которую боготворил, именно такой костюм. Бурное увлечение Средними веками началось ещё в 1820-х. Поначалу оно касалось только литературы, а затем перекинулась и на другие области, в том числе и на костюм. Даже в повседневных платьях появились длинные рукава в средневековом стиле, а гладкие женские причёски стали закрывать уши, напоминая о XIII веке. В аристократических салонах разыгрывали живые картины в соответствующих нарядах, а на свежем воздухе устраивались турниры. В ту эпоху, эпоху романтизма, культуру Средних веков открывали заново и идеализировали. Так что графиня Самойлова, страстная и отважная натура, предстаёт перед зрителем в костюме рыцарских времён.

Брюллов неоднократно писал свою покровительницу и возлюбленную, экстравагантную красавицу графиню Самойлову. Маскарад на этом портрете, с одной стороны, аллегорический, «маскарад жизни». Женщина, которая не пожелала считаться с условностями, покинула русский свет – с 1839 г. Самойлова постоянно жила заграницей. С другой стороны, художник очень точно воспроизвёл особенности костюмированных балов того времени!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!