Красота требует жертв, или Русские рыцари

4,2k full reads
4,7k story viewsUnique page visitors
4,2k read the story to the endThat's 89% of the total page views
2 minutes — average reading time

Пожалуй, это одна из моих любимых историй о "красоте, которая требует жертв". Итак, в 1842 Николай I и его супруга, Александра Фёдоровна, праздновали двадцатипятилетие своего брака.

Александра Фёдоровна в красном платье, Кристина Робертсон, 1843. Из коллекции  	 Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Александра Фёдоровна в красном платье, Кристина Робертсон, 1843. Из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Александра Фёдоровна в красном платье, Кристина Робертсон, 1843. Из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Решено было отметить эту важную дату особенным праздником: в Царском селе устроили костюмированный кортеж. В нём принимала участие почти вся немаленькая императорская семья. Всего было шестнадцать дам и шестнадцать кавалеров, которых сопровождали герольды и музыканты. И все наряжены в средневековые костюмы.

"Царскосельская карусель", Орас Верне, 1842. (сс) Wikimedia Сommons
"Царскосельская карусель", Орас Верне, 1842. (сс) Wikimedia Сommons
"Царскосельская карусель", Орас Верне, 1842. (сс) Wikimedia Сommons

Проехав по парку, кавалеры исполнили "карусель" – вид состязания, при котором они двигаются по кругу и выполняют рыцарские упражнения.

А что же жертвы?

Так вот, женщинам было проще. Они нарядись в роскошные костюмы с аллюзией на Средние века. Однако эти наряды, по сути, мало отличались от обычных - всё те же тесные корсеты, нижние юбки, длинные платья. Словом, всё, как обычно. К тому же им нужно было просто красиво проехать на своих лошадях.

А вот мужчинам, которые исполняли роли рыцарей, приходилось нелегко. Репетиции перед праздником длились целый месяц. Даже сам император, мужчина выносливы, однажды заметил: «Нет, такие проделки нашим старым костям не под силу, десять часов на маневрах меньше меня утомляют».

Николай I, Кристина Робертсон, 1840. из коллекции Музея Хиллвуд
Николай I, Кристина Робертсон, 1840. из коллекции Музея Хиллвуд
Николай I, Кристина Робертсон, 1840. из коллекции Музея Хиллвуд

Но, главное, мужчинам пришлось облачиться на настоящие средневековые латы! Генерал Фёдор Петрович Литке писал в своём дневнике: «Кавалерам латы даны были из Арсенала. Все это прибрать и пригнать в неделю, дамам сшить себе костюмы. С ног все сбились. Но это еще не главное: надо было видеть этих несчастных, когда они влезли в железные футляры, не на них сшитые, совершенные мученики, и в этом состоянии управлять лошадью. Кавалеристы записные признавались, что они совсем не покойны, тем более что и лошади не привыкли к таким фигурам. Государь, примеряя шлем свой, чуть не задохся. С его расположением к притечению крови к голове... Словом тоска наполняла душу, пока все не кончилось!..»

Виктория и Альберт на костюмированном балу, Эдвин Генри Ландсир, 1842. Из Королевской коллекции
Виктория и Альберт на костюмированном балу, Эдвин Генри Ландсир, 1842. Из Королевской коллекции
Виктория и Альберт на костюмированном балу, Эдвин Генри Ландсир, 1842. Из Королевской коллекции

Кстати, в том же 1842 другая пара, королева Виктория и принц Альберт, тоже облачились в псевдо-средневековые одеяния, устроив костюмированный бал на соответствующую тему. Однако никаких доспехов и лошадей - бал как бал. Альберт дёшево отделался!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!