Краткая история туши для ресниц

23 August 2019

Ничто не ново под луной - в том или ином виде декоративная косметика, которой мы пользуемся сегодня, была известна ещё в древнем мире. И тушь - её подобие - не исключение. Ещё древние египтянки не только умело подводили не только глаза и брови, но и окрашивали ресницы, в частности, сурьмой. А о Востоке что уж и говорить...

Однако наша "история" - краткая, так что давайте обратимся к истории более близкой.

  • В эпоху Возрождения охотно пользовались румянами, белилами, подчёркивали, бывало, брови... Но вот на ресницы акцент не делали.
  • В XIX веке в моде была красота естественная, однако это не значит, что косметикой не пользовались. Ещё как! Просто старались не афишировать (Косметика времён Джейн Остин, Косметика времён Пушкина и Гоголя, Косметика эпохи кринолинов, Косметика эпохи турнюров, Косметика конца XIX века). И длинные густые ресницы стали неотъемлемой чертой привлекательного женского образа. Значит, надо было их подчёркивать.
  • Лола Монтес, одна из самых знаменитых красавиц середины XIX века, предостерегала от использования красок, не совпадающих с вашим, как сказали бы сегодня, цветотипом. И, например, не рекомендовала блондинкам чернить брови и ресницы. Но в то же время признавала, что яркая брюнетка с незаметными ресницами лишается части очарования. Так что в руководствах по уходу за собой всё чаще появлялись и средства для ресниц.
  • Например, в "Дамском сборнике" (1882) был такой совет: "Небольшой кусочек китайской туши растворяют в горячей розовой воде, на что потребно не менее суток или двух. Краску наносят на ресницы и края век при помощи кожаной растушовки". Рецептов было немало, и включать они могли... да хоть сажу или сок бузины.
Деталь портрета Ирмы Брюннер, Эдуард Мане, 1880 г., из коллекции Музея Орсе
Деталь портрета Ирмы Брюннер, Эдуард Мане, 1880 г., из коллекции Музея Орсе
  • Однако одно дело - намешать себе что-нибудь дома, и другое - приобрести качественное готовое средство! И Юджин Риммель, парфюмер-изобретатель (его отец открыл семейное дело в 1834 и оно существует и по сей день) первым предложил тушь на основе петролатума - в 1860. Она была безвредной, неплохо держалась, была аккуратно упакована и рассылалась по почте. Так что стала безумно популярной. До такой степени, что в некоторых странах слово "риммель" до сих пор обозначает тушь. (Да-да, как "ксерокс").
  • Впоследствии в фирме "Риммель" работали над усовершенствованием своей продукции. И в начале XX века театральный краситель для волос и бороды - в виде бруска, которую смачивали водой и временно закрашивали нужную область - превратили в тушь. Первую, которую выпускали в такой форме. Кстати, назывался такой краситель "mascaro" (возможно, от итальянского или испанского слова, означающего "маска"). Здравствуй, слово "mascara"!
Туши от "Rimmel" и  "Maybelline", скан из книги Eldridge Lisa. "Face Paint: The Story of Makeup"  (2015)
Туши от "Rimmel" и "Maybelline", скан из книги Eldridge Lisa. "Face Paint: The Story of Makeup" (2015)
  • Тем временем в Новом Свете... В 1913 совсем ещё молодой химик Томас Лайл Уильямс увидел, как его сестрица Мейбл красит себе ресницы петролатумом. Легенда гласит, что она была влюблена и пыталась приукрасить себя, как могла. А брат решил помочь и добавил в петролатум угольную пыль, так что средство получилось более тёмным, а ресницы - более эффектными. И с 1915 стал продавать такую смесь под названием " Lash-Brow-Ine", что можно перевести как "реснице-брове-ин". Не лучшее название и на английском. Так что в 1917 он переименовал его в честь сестры. Это и была тушь - уже почти такая, какой мы знаем её теперь. И кто не знает косметический бренд "Maybelline"?
Реклама "Maybelline" 1920-х,  скан из книги Eldridge Lisa. "Face Paint: The Story of Makeup"  (2015)
Реклама "Maybelline" 1920-х, скан из книги Eldridge Lisa. "Face Paint: The Story of Makeup" (2015)
  • Поначалу эта тушь только рассылалась по почте, но стала такой популярной, что к 1932 её можно было купить в любом уголке США.
  • Голливудские актрисы сверкали с экранов прекрасными глазами в обрамлении тёмных ресниц, поощряя обычных женщин стремиться к тому же эффекту. Но профессиональная тушь, которой их красили, не годилась для повседневной жизни. Её делали в брусках, которые нужно было подержать над огнём, дождаться, пока она начнёт таять, и уже тогда наносить. На экране выглядело отлично. Но только на экране.
"Стеклянные слёзы", Ман Рэй, 1932. (сс) Gerry Images
"Стеклянные слёзы", Ман Рэй, 1932. (сс) Gerry Images
  • Поиски идеальной - а она всё ещё не была идеальной - туши не прекращались. В 1929 рекламное объявление Хелены Рубинштейн предлагало "подчеркнуть красоту ваших глаз с помощью Персидской краски для глаз (туши) - она делает ресницы тёмными, создавая эффект шелковистости, мягкой роскоши. Прекрасно наносится, но ресницы не становятся при этом жёсткими или ломкими".
  • Десятилетиями тушь выпускали в твёрдом виде. Поплевал и потёр, да... И только в 1958 Хелена Рубинштейн выпустила кремообразную - её нужно было наносить узким металлическим стержнем с насечками. И вот отсюда оставался один шаг до той формы, в которой мы ею пользуемся и по сей день.
Mascara-Matic от Hele Rubinstein, 1958
Mascara-Matic от Hele Rubinstein, 1958
  • По иронии судьбы, такой вариант был запатентован за двадцать лет до того, но не попал в массовое производство.

Зато теперь... раздолье. А если вдруг ваша тушь осыпается, или ресницы покрываются комочками, не печальтесь - даже нашим бабушкам, не говоря уж о пра-пра - приходилось сложнее. :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!

"