Лосины: самые узкие штаны в истории моды

6 October 2019

Мы уже обсуждали весьма откровенную моду конца XVIII - начало XIX века, узкие мужские штаны. И - да, мастерство портного значило тут очень много. Брюки должны были сидеть идеально, и даже сантиметр-другой играл большое значение. Ну и, конечно, мужчинам надо было ответить портному на простой, но важный вопрос: "Как вы предпочитаете, слева или справа?"

Жан Батист Белле,Анн-Луи Жироде-Триозон, 1797. из коллекции Версаля
Жан Батист Белле,Анн-Луи Жироде-Триозон, 1797. из коллекции Версаля

Замечу, в узких штанах приходилось не только жить мирной жизнью, но и воевать. Что ещё больше отягощало и без того нелёгкую жизнь военных.

Но какими бы ни были брюки из ткани, лосины были ещё уже. Как следует из названия, делали их из лосиной кожи. Чтобы их надеть, нужно было сначала намочить, затем натянуть (всё равно с трудом) и дать высохнуть - добивались идеального облегания. Так, например, поступали русские кавалергарды, известные щёголи.

Александр I, Джордж Доу, 1826. Из частной коллекции
Александр I, Джордж Доу, 1826. Из частной коллекции

Сами можете представить, насколько лосины была неудобной одеждой. На портретах, разумеется, это выглядит эффектно (правда, на портретах не всегда штаны из кожи от штанов из ткани и отличишь... Ну да это в данном случае не так важно). Но в жизни... Так что неудивительно, что гражданские модники тоже сначала с радостью начали их носить, а затем отказались от этих неудобных "лосинных панталон". Так что те сохранились только как часть парадного военного костюма.

Жан-Жак Пелисье, Генрих Родаковский, 1857. Из коллекции Версаля
Жан-Жак Пелисье, Генрих Родаковский, 1857. Из коллекции Версаля

Белый цвет - непрактичен, кожа, которая высохла на теле, конечно, облегает это тело как собственная, но при этом она становится жёсткой. И натирает в разных местах... От этого многие страдали. И даже императоры - не исключение. Например, Николай I.

Деталь портрета Константина Павловича, брата Николая I, Джордж Доу, 1834. Из коллекции Государственного Эрмитажа
Деталь портрета Константина Павловича, брата Николая I, Джордж Доу, 1834. Из коллекции Государственного Эрмитажа

Словом, выражение "красота требует жертв" относилось не только к женщинам!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!