"Матильда", кованые решётки, птички и немного насмотренности

19 November 2019
5,3k full reads
2 min.
6,5k story viewsUnique page visitors
5,3k read the story to the endThat's 82% of the total page views
2 minutes — average reading time

Всякий раз, когда я где-нибудь встречаю старого знакомца - портрет ли, наряд ли - радуюсь. Правда, иногда это вызывает смешанные чувства. Например...

В музее Метрополитен хранится дивной красоты платье. Его создатель - Жан-Филипп Ворт, сын самого знаменитого кутюрье XIX века Чарльза-Фредерика Ворта, которого считают "отцом Высокой моды". И сын тоже не подкачал.

Это платье - один из его шедевров. Оно из атласа цвета слоновой кости, по которому пущен узор из чёрного бархата. Ты как будто смотришь на белый фон сквозь ажурную кованую решётку! Все детали были сотканы отдельно, с учётом своего будущего места. То есть так, чтобы на платье части узора слились в единое целое.

Платье от дома Ворта, 1898-1900. Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк)
Платье от дома Ворта, 1898-1900. Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк)
Платье от дома Ворта, 1898-1900. Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк)

Это платье принадлежало Бесси Дрексель, одной светской красавице. После её смерти дом в Париже со всем содержимым, включая портрет кисти модного художника, перешёл к племяннице. Вот она, хозяйка платья:

Элизабет (Бесси) Дрексель, Джованни Больдини, 1905. (сс) Wikimedia Commons
Элизабет (Бесси) Дрексель, Джованни Больдини, 1905. (сс) Wikimedia Commons
Элизабет (Бесси) Дрексель, Джованни Больдини, 1905. (сс) Wikimedia Commons

Были там и сундуки, в которых хранились роскошные вечерние и бальные платья, в основном от дома Ворта. И в 1976 племянница подарила всё это музею.

Деталь платья от дома Ворта, 1898-1900. Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк)
Деталь платья от дома Ворта, 1898-1900. Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк)
Деталь платья от дома Ворта, 1898-1900. Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк)

Чёрно-белая графика платья незабываема, и, наверное, все, кто увлекается историей моды той поры, его знают. И...

И внезапно в фильме "Матильда" мелькает его, так сказать, сводный брат.

Кадры из фильма "Матильда", 2017

Детали отличаются, но в целом - очень, очень узнаваемо. Вот только сзади платье из фильма сделано по-другому. Спинка корсажа вообще без рисунка, а задняя часть юбки - с ветвями деревьев.

Когда вышел фильм, то в одной статье (можно ли ей доверять - другое дело) я прочитала описание беседы с художником по костюмам: "Как рассказала Надежда, она гуляла по Петербургу и увидела кованые ворота, ей так понравился узор, что она решила использовать это в наряде. На платье изображены красивые узоры, а сзади на подоле ветви дерева с птичками, взлетающими с него".

Платье из фильма "Матильда". (с) РИА
Платье из фильма "Матильда". (с) РИА
Платье из фильма "Матильда". (с) РИА

Влияние Ворта тут очевидно, хотя его, беднягу, нигде в связи с костюмами из фильма не упоминают. А вот ветви, которые были бы неплохи на любом другом платье, в середину 1890-х не вписываются, и к основному рисунку платья не подходят. Правда, в кадре всё это мелькает быстро, и не разглядишь...

Кстати говоря, мелькает в фильме привет ещё одному экспонату из Метрополитена. Корсет с птичкой.

Кадр из фильма "Матильда", 2017
Кадр из фильма "Матильда", 2017
Кадр из фильма "Матильда", 2017

Крой корсета другой, но эти милейшие птички очень узнаваемы.

Корсет, 1820-30-е, США. Из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк)

И вышивку на синем бархатном пальто...

Кадр из фильма "Матильда", 2017

...я уже тоже видела:

Вечернее пальто, ок. 1895. Из коллекции музея Виктории и Альберта (Лондон)

Словом, внезапные встречи. Возможно, есть и другие, но я особо не всматривалась. Потому что фильм мне категорически не понравился. И не из-за костюмов или даже "не так всё было". :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!