Между ног: мужчины, гульфики и понятия о приличиях

23 September 2019
124k full reads
2,5 min.
140k story viewsUnique page visitors
124k read the story to the endThat's 88% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

В эпоху Возрождения одной из самых выдающихся - в прямом смысле - деталей мужского костюма были гульфики. Специальные клапаны из ткани, которыми мужчины прикрывали самое деликатное место своего тела. А появились они так...

Дон Карлос, сын Филиппа II, Йоорис ван дер Стратен, 1562. Из коллекции  Дескальсас-Реалес
Дон Карлос, сын Филиппа II, Йоорис ван дер Стратен, 1562. Из коллекции Дескальсас-Реалес
Дон Карлос, сын Филиппа II, Йоорис ван дер Стратен, 1562. Из коллекции Дескальсас-Реалес

В Средние века мужчины носили нательное бельё, которое теперь чаще всего обозначают французским термином "брэ". В течение долгого времени это были довольно длинные и широкие штаны, а затем они стали уменьшаться, и к XV веку были короткими и облегающими. И, в общем-то, очень похожими на современное мужское бельё - разве что не эластичные. А вот штанов как таковых мужчины как раз и не носили. Вместо них были длинные чулки, которые прикреплялись, как правило, к поясу брэ. Французский термин - "шоссы".

Миниатюра из псалтиря Ратленда, XIII век
Миниатюра из псалтиря Ратленда, XIII век
Миниатюра из псалтиря Ратленда, XIII век

Соответственно, вы надевали брэ, потом натягивали шоссы, крепили их, и вот уже нижняя часть вашего тела утеплена и закрыта. Правда, впереди и сзади, между шоссами, между ног, виднелись брэ... Но этого, как правило, никто не видел, потому что вплоть до Позднего Средневековья мужская одежда была довольно длинной, и эти места закрывала. А если и бывало видно - при занятиях физическим трудом, например - ничего страшного. Однако затем мужской костюм стал укорачиваться.

Деталь росписи в базилике Сан-Франческо в Ареццо, Пьеро делла Франческа, ок. 1460. (сс) Wikimedia Commons. Несшитые шоссы.

И тогда - согласитесь, это логично - мужчинам захотелось прикрыть, защитить эти области. Так что шоссы стали сшивать сзади. Впереди к ним стали прикреплять треугольный кусочек ткани - как раз по форме открытого места. И первые "гульфики" были практичными и неброскими. Просто прикрыть место в ваших облегающих уже-штанах. Нужно - отвязал, справил нужду, снова закрепил. Удобно!

Деталь картины "Сумрачный день", Питер Брейгель старший, 1565. Из коллекции Музея истории искусств (Вена)
Деталь картины "Сумрачный день", Питер Брейгель старший, 1565. Из коллекции Музея истории искусств (Вена)
Деталь картины "Сумрачный день", Питер Брейгель старший, 1565. Из коллекции Музея истории искусств (Вена)

А вот в эпоху Возрождения, когда расцветало всё, когда после многовековой спячки вновь проявился интерес к человеку, костюм стал больше подчёркивать красоту тела.

И гульфики тоже расцвели. Отныне это были не скромные кусочки ткани, нет. Это были специальные чехольчики, иногда простёганные и прокленные, чтобы сохранять форму. Разукрашенные - вышитые разноцветным шёлком или золотыми и серебряными нитями. С прорезями! Чтобы выглядывала... ткань подкладки всего лишь, не беспокойтесь. Украшенные лентами. Расшитые драгоценными камнями.

Деталь портрета Генгриха VIII, Ганс Гольбейн Младший, 1540. Из коллекции Национальная галерея старинного искусства
Деталь портрета Генгриха VIII, Ганс Гольбейн Младший, 1540. Из коллекции Национальная галерея старинного искусства
Деталь портрета Генгриха VIII, Ганс Гольбейн Младший, 1540. Из коллекции Национальная галерея старинного искусства

К этому времени мужские штаны-чулки уже распались на две части, собственно штаны и собственно чулки. И штаны бывали довольно пышными и широкими. Однако гульфик делали так, чтобы он выглядывал даже из пышных складок! А если мужчине не хватало, гм, объёма, так ведь можно было искусственно увеличить! Добавить набивку, например.

Деталь портрета Лодовико Каппони, Аньоло Бронзино, 1550-55. Из Коллекция Фрика
Деталь портрета Лодовико Каппони, Аньоло Бронзино, 1550-55. Из Коллекция Фрика
Деталь портрета Лодовико Каппони, Аньоло Бронзино, 1550-55. Из Коллекция Фрика

В доспехах, конечно, был свой гульфик, но это история отдельная, её пусть вам специалисты по военной истории расскажут. :)

Деталь портрета Филиппа II неизвестного автора, вт. полл. XVI в. Из коллекции  	 Рейксмюсеума
Деталь портрета Филиппа II неизвестного автора, вт. полл. XVI в. Из коллекции Рейксмюсеума
Деталь портрета Филиппа II неизвестного автора, вт. полл. XVI в. Из коллекции Рейксмюсеума

В гульфик даже можно было положить что-нибудь ценное (согласитесь, очень надёжное место). А иногда гульфики делали такими, чтобы демонстрировать постоянную "боевую готовность" их владельца.

Антонио Навагера, Джованни Баттиста Морони, 1565. Из коллекции Пинакотеки Брера (Милан)
Антонио Навагера, Джованни Баттиста Морони, 1565. Из коллекции Пинакотеки Брера (Милан)
Антонио Навагера, Джованни Баттиста Морони, 1565. Из коллекции Пинакотеки Брера (Милан)

И вот так в течение довольно длительного времени мужчины смело и открыто демонстрировали свою, гм, мужскую силу. С нынешней точки зрения - даже чересчур смело. А к концу XVI века страсти поутихли, выдающийся гульфик исчез, изменилась конструкция штанов... Но, поверьте, там тоже есть о чём поговорить. :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!