Мода Маяковского: жёлтая кофта

4 September 2019
5,2k full reads
3 min.
7,7k story viewsUnique page visitors
5,2k read the story to the endThat's 68% of the total page views
3 minutes — average reading time

Изучать вещный мир великого поэта - увлекательное занятие, потому что тогда человек открывается с другой стороны. Но эта другая неразрывно связана со всеми остальными. И с поэзией в том числе!

Возьмём, например, жёлтую кофту Маяковского. Казалось бы - ну что такого? Яркая, приметная... Но за ней - целый мир.

Владимир Маяковский, ученик Строгановского училища. (сс) Wikimedia Commons
Владимир Маяковский, ученик Строгановского училища. (сс) Wikimedia Commons
Владимир Маяковский, ученик Строгановского училища. (сс) Wikimedia Commons

Жёлтый

В семье Маяковских этот цвет любили, и почти у каждого было что-нибудь жёлтое. Своеобразное напоминание о любимой солнечной Грузии, где Маяковские жили до 1906. И в комнате Владимира на Большой Пресненской улице (сегодня — улица Красная Пресня) стены были оклеены жёлтыми обоями.

Галстуки

Денег в семье было мало. Но разве, когда ты юн, не хочется, чтобы тебя заметили? И разве бедность может остановить? Впоследствии Маяковский писал: "Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы — гнуснейшего вида. Испытанный способ — украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор." А ещё по его просьбе сестра Ольга сшила ему кашне — из жёлтых и чёрных лоскутов атласа. С одной стороны, это был способ хоть как-то украсить свой скромный костюм, а с другой - широкой лентой, повязанной бантом, можно было скрыть потёртости на блузе...

Ткань

Я сошью себе чёрные штаны
из бархата голоса моего.
Жёлтую кофту из трех аршин заката.
По Невскому мира, по лощёным полосам его,
профланирую шагом Дон-Жуана и фата.

И вот представьте себе — предстоит публичное выступление. А денег как не было, так и нет. А вам предстоит произвести впечатление на публику, которая соберётся в Политехническом музее. И даже если бы деньги и были, надевать сюртук или фрак вы не стали бы — что, быть как эти зрители-буржуа? И вам всего двадцать лет. И вы Маяковский...

Друг, поэт и переводчик Бенедикт Лившиц, писал: "Решив, что наряд его примелькался, он потащил меня по мануфактурным магазинам, в которых изумительные приказчики вываливали нам на прилавок всё самое яркое из лежавшего на полках. В. Маяковского ничего не удовлетворяло. После долгих поисков он набрел у Цинделя на чёрно-жёлтую полосатую ткань неизвестного назначения и на ней остановил свой выбор". Тонкая полосатая недорогая бумазея... Нечасто такая простая ткань становится такой знаменитой.

Футуристы. Справа налево -  Алексей Кручёных, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Николай Бурлюк, Бенедикт Лившиц, 1912-13. (сс) Wikimedia Commons
Футуристы. Справа налево - Алексей Кручёных, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Николай Бурлюк, Бенедикт Лившиц, 1912-13. (сс) Wikimedia Commons
Футуристы. Справа налево - Алексей Кручёных, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Николай Бурлюк, Бенедикт Лившиц, 1912-13. (сс) Wikimedia Commons

Мама

Старшая сестра потом передавала рассказ матери: "Утром принес Володя бумазею. Я очень удивилась её цвету, спросила, для чего она, и отказалась было шить. Но Володя настаивал: «Мама, я всё равно сошью эту блузу. Она мне нужна для сегодняшнего выступления. Если вы не сошьете, то я отдам портному. Но у меня нет денег, и я должен искать и деньги и портного. Я ведь не могу пойти в своей черной блузе! Меня швейцары не пропустят. А этой кофтой заинтересуются, опешат и пропустят. Мне обязательно нужно выступить сегодня…" И Александра Алексеевна выполнила просьбу сына.

Публика "за"

Не привлечь внимания публики такой наряд — это в ту пору, когда мужской костюм был строгим, а многие считали, что и скучным — просто не мог! Так что знаменитой жёлтая кофта стала очень быстро, ведь Маяковский стал появляться в ней везде.

Газета "Утро", 16 декабря 1913: "Привлекала внимание публики и знаменитая жёлтая кофта Маяковского. Жёлтая кофта оказалась обыкновенной блузой без пояса, типа парижских рабочих блуз, с отложным воротником и галстуком. На красивом, смуглом и высоком юноше блуза производила очень приятное впечатление".

Литератор И. Евдокимов, 13 ноября 1913: "В. Маяковский был в жёлтой блузе с бантом. Костюм этот мне очень понравился. У В. Маяковского огромный убедительный голос, он высок, строен, прямо элегантен. <...> Как бы там ни было, но интерес к футуристам огромнейший, публика идёт не только из-за скандала, публика изголодалась, публика ждёт новизны... Костюм этот (жёлтая кофта) положительно элегантен, гораздо лучше подлого пиджака. И плохо делают футуристы, что не ходят в нём постоянно это был бы символ их группы". Но жёлтый цвет всё-таки стал символом футуристов. Носил жёлтую кофту порой и Давид Бурлюк, а Василий Каменский украсил свой пиджак жёлтыми нашивками.

Публика против

Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, 1925. Из коллекции Н. Никифорова
Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, 1925. Из коллекции Н. Никифорова
Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, 1925. Из коллекции Н. Никифорова

Однако большинство, конечно, возмущалось. Например, в газете "Тифлисский листок", во время турне футуристов в 1914, писали: "Три “пророка”, в шутовских нарядах, при поднятии занавеса сидели за длинным столом. В середине — Маяковский в желтой кофте, по одну сторону Каменский в черном плаще с блестящими звездами, по другую сторону Бурлюк в грязно-розовом сюртуке. Тссс... тише, господа... это они, пророки, они, футуристы".

Вспоминали газетчики и "жёлтый дом", называли "жёлтой распашонкой кухарки" и как ещё только не ехидничали... А потом на кофту вообще был наложен запрет!

Корней Чуковский вспоминал: "Эту жёлтую кофту я пронес в Политехнический музей контрабандой. Полиция запретила Маяковскому появляться в жёлтой кофте перед публикой. У входа стоял пристав и впускал Маяковского только тогда, когда убеждался, что на нём был пиджак. А кофта, завернутая в газету, была у меня под мышкой. На лестнице я отдал ее Владимиру Владимировичу, он тайком облачился в нее и, эффектно появившись среди публики, высыпал на меня свои громы".

Эпатаж

Зачем это всё? Затем, чтобы рушить старый мир. В ноябре 1914 Маяковский обращался к публике: "Довольно! В прошлом году вам нужна была жёлтая кофта (именно вам, а не мне), нужна была вспыльчивость, где дребезгами эстрадного графина утверждаешь правоту поэтической мысли. <...> Правда, у нас было много трюков только для того, чтоб эпатировать буржуа. <...> Теперь жизнь усыновила нас. Боязни нет. Теперь мы ежедневно будем показывать вам, что под жёлтыми кофтами гаеров были тела здоровых, нужных вам, как бойцы, силачей. Сделаем так, чтоб уже никто не посмел лить в наши горна воду недоверия".

Финал

Фрагмент жётой кофты. Из коллекции Государственного музея В. В. Маяковского
Фрагмент жётой кофты. Из коллекции Государственного музея В. В. Маяковского
Фрагмент жётой кофты. Из коллекции Государственного музея В. В. Маяковского

В гардеробе поэта кофта была не так уж и долго. В конце 1914 Маяковскому нужно было ехать в Петроград, а денег, конечно же, не было. Так что он вызвал старьёвщика, и в числе прочих проданных ему вещей была и жёлтая кофта. Денег Маяковский получил так мало, что на билет всё равно не хватило. Остался только лоскут этой бумазеи, который хранила семья, и который теперь находится в музее.

А сама кофта... Не так и важно, что не сохранилась как предмет. Она вошла в легенду. Как там писал Маяковский в "Облаке в штанах"?

Хорошо, когда в жёлтую кофту
душа от осмотров укутана!

Ну что, продолжим обсуждать гардероб Маяковского?

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!