60 728 subscribers

Модная старуха Шапокляк

10k full reads
12k story viewsUnique page visitors
10k read the story to the endThat's 85% of the total page views
3 minutes — average reading time

Наверное, нет никого, кто бы не знал этот образ с детства. А я предлагаю разобрать наряд вредной старушки!

Модная старуха Шапокляк

Шапокляк

Итак, давайте начнём с имени и шляпки. Потому что в данном случае это одно и то же.

"Шапокляк" - разновидность цилиндра. Этот высокий мужской головной убор вошёл в моду в начале XIX века. Но ведь в помещении его нужно было куда-то девать... Допустим, вы пришли в театр, сняли и поставили на пол рядом со своим креслом. А если там грязно?! В руках же его держать неудобно. Так возникли складные цилиндры с пружинкой внутри. Одно движение - и цилиндр превращается в плоский блин. Шапокляк - от французского "chapeau-claque", "шляпа-хлопок" (при складывании и правда раздаётся приглушённый хлопок - проверено лично!). Сложили и сунули подмышку.

Шапокляк в разложенном и сложенном виде. (c) Wikimedia commons
Шапокляк в разложенном и сложенном виде. (c) Wikimedia commons

Шляпные булавки

Шапокляк, вообще-то, мужской головной убор, но можно сказать, что женственность головному убору нашей старушки придаёт торчащая сбоку шляпная булавка. Именно с помощью таких длинных булавок шляпки когда-то крепили к женским причёскам. А поскольку у булавок могли быть очень красивые головки, они и сами по себе служили украшением. В начале XX века булавки для огромных шляп стали такими длинными, что "в 1912 году в Петербурге и Москве городское управление во избежание травм населения запретило дамам в шляпах с длинными булавками ездить в городском транспорте". Как это Шапокляк никому не грозила булавкой колоться? А ведь могла бы!

Шляпные булавки на автопортрете Зинаиды Серебряковой, 19099. Из коллекции ГТГ
Шляпные булавки на автопортрете Зинаиды Серебряковой, 19099. Из коллекции ГТГ

Юбка-годе

Юбка у нашей старушки фасона "годе" (от фр. "godet", одно из значений - чаша). Ещё в конце XIX века в моду вошли юбки, которые плотно облегали бёдра и расширялись книзу. А в 1930-х расширяющийся у колен подол станет очень популярен. С тех пор юбки-годе то появляются, то исчезают. Но фасон уже можно считать классическим.

Жабо

Это отделка на блузке или рубашке в виде оборки, которая спускается вниз по груди. Её делают из ткани или из кружев. Жабо (от фр. "jabot", "птичий зоб") появилось в XVII веке - так украшали мужские рубашки. И только во второй половине XIX века, когда женщины стали носить блузки, жабо проникли и в женский костюм.

Портрет певицы Е.Н. Глебовой, Павел Филонов, 1916. Из коллекции ГРМ
Портрет певицы Е.Н. Глебовой, Павел Филонов, 1916. Из коллекции ГРМ

Кардиган

На Шапокляк блузка с жабо, юбка, и, судя по всему, кардиган. Своим названием этот вязаный жакет обязан Джеймсу Томасу Брюднеллу, седьмому графу Кардигану. Легенда гласит, что популярность эти изначально мужские жакеты завоевали, когда джентльмены стали брать пример с офицеров, воевавших во время Крымской войны - те утеплялись вязаными безрукавками.

Ну а другая легенда гласит, что Коко Шанель, которая любила заимствовать детали мужского гардероба и полюбила мужские свитера, терпеть не могла их натягивать - пока наденешь, испортишь причёску. Кардиганы же куда удобнее в этом отношении. И Шанель популяризовала их, введя в женский гардероб.

Ридикюль

Вообще-то дамские сумочки предназначены не для того, чтобы носить в них крыс. Но это же Шапокляк! То, как вошли в моду маленькие сумочки "ридикюли", отдельная история. Появившись в начале XIX века, они остались в женском гардеробе надолго! И сумочку, похожую на сумочку Шапокляк, вполне могли носить в 1910-х, и в 1950-х...

Cумочка 1950-х, из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон)
Cумочка 1950-х, из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон)

Итог

Коко Шанель, Мэн Рей, 1935 г.
Коко Шанель, Мэн Рей, 1935 г.

Если посмотреть на образ Шапокляк в целом, на силуэт, на аксессуары... Вот что я вам скажу. Во-первых, художник Леонид Шварцман отлично подобрал детали, которые выдают то, что старушка - "пережиток прошлого". Во-вторых, она бы отлично вписалась в 1930-е, как этот самый пережиток, который не смог эмигрировать в Париж. И в-третьих, её костюм одобрила бы сама Шанель!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!