Модная старуха Шапокляк

10k full reads
12k story viewsUnique page visitors
10k read the story to the endThat's 85% of the total page views
3 minutes — average reading time

Наверное, нет никого, кто бы не знал этот образ с детства. А я предлагаю разобрать наряд вредной старушки!

Модная старуха Шапокляк

Шапокляк

Итак, давайте начнём с имени и шляпки. Потому что в данном случае это одно и то же.

"Шапокляк" - разновидность цилиндра. Этот высокий мужской головной убор вошёл в моду в начале XIX века. Но ведь в помещении его нужно было куда-то девать... Допустим, вы пришли в театр, сняли и поставили на пол рядом со своим креслом. А если там грязно?! В руках же его держать неудобно. Так возникли складные цилиндры с пружинкой внутри. Одно движение - и цилиндр превращается в плоский блин. Шапокляк - от французского "chapeau-claque", "шляпа-хлопок" (при складывании и правда раздаётся приглушённый хлопок - проверено лично!). Сложили и сунули подмышку.

Шапокляк в разложенном и сложенном виде. (c) Wikimedia commons
Шапокляк в разложенном и сложенном виде. (c) Wikimedia commons
Шапокляк в разложенном и сложенном виде. (c) Wikimedia commons

Шляпные булавки

Шапокляк, вообще-то, мужской головной убор, но можно сказать, что женственность головному убору нашей старушки придаёт торчащая сбоку шляпная булавка. Именно с помощью таких длинных булавок шляпки когда-то крепили к женским причёскам. А поскольку у булавок могли быть очень красивые головки, они и сами по себе служили украшением. В начале XX века булавки для огромных шляп стали такими длинными, что "в 1912 году в Петербурге и Москве городское управление во избежание травм населения запретило дамам в шляпах с длинными булавками ездить в городском транспорте". Как это Шапокляк никому не грозила булавкой колоться? А ведь могла бы!

Шляпные булавки на автопортрете Зинаиды Серебряковой, 19099. Из коллекции ГТГ
Шляпные булавки на автопортрете Зинаиды Серебряковой, 19099. Из коллекции ГТГ
Шляпные булавки на автопортрете Зинаиды Серебряковой, 19099. Из коллекции ГТГ

Юбка-годе

Юбка у нашей старушки фасона "годе" (от фр. "godet", одно из значений - чаша). Ещё в конце XIX века в моду вошли юбки, которые плотно облегали бёдра и расширялись книзу. А в 1930-х расширяющийся у колен подол станет очень популярен. С тех пор юбки-годе то появляются, то исчезают. Но фасон уже можно считать классическим.

Жабо

Это отделка на блузке или рубашке в виде оборки, которая спускается вниз по груди. Её делают из ткани или из кружев. Жабо (от фр. "jabot", "птичий зоб") появилось в XVII веке - так украшали мужские рубашки. И только во второй половине XIX века, когда женщины стали носить блузки, жабо проникли и в женский костюм.

Портрет певицы Е.Н. Глебовой, Павел Филонов, 1916. Из коллекции ГРМ
Портрет певицы Е.Н. Глебовой, Павел Филонов, 1916. Из коллекции ГРМ
Портрет певицы Е.Н. Глебовой, Павел Филонов, 1916. Из коллекции ГРМ

Кардиган

На Шапокляк блузка с жабо, юбка, и, судя по всему, кардиган. Своим названием этот вязаный жакет обязан Джеймсу Томасу Брюднеллу, седьмому графу Кардигану. Легенда гласит, что популярность эти изначально мужские жакеты завоевали, когда джентльмены стали брать пример с офицеров, воевавших во время Крымской войны - те утеплялись вязаными безрукавками.

Ну а другая легенда гласит, что Коко Шанель, которая любила заимствовать детали мужского гардероба и полюбила мужские свитера, терпеть не могла их натягивать - пока наденешь, испортишь причёску. Кардиганы же куда удобнее в этом отношении. И Шанель популяризовала их, введя в женский гардероб.

Ридикюль

Вообще-то дамские сумочки предназначены не для того, чтобы носить в них крыс. Но это же Шапокляк! То, как вошли в моду маленькие сумочки "ридикюли", отдельная история. Появившись в начале XIX века, они остались в женском гардеробе надолго! И сумочку, похожую на сумочку Шапокляк, вполне могли носить в 1910-х, и в 1950-х...

Cумочка 1950-х, из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон)
Cумочка 1950-х, из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон)
Cумочка 1950-х, из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон)

Итог

Коко Шанель, Мэн Рей, 1935 г.
Коко Шанель, Мэн Рей, 1935 г.
Коко Шанель, Мэн Рей, 1935 г.

Если посмотреть на образ Шапокляк в целом, на силуэт, на аксессуары... Вот что я вам скажу. Во-первых, художник Леонид Шварцман отлично подобрал детали, которые выдают то, что старушка - "пережиток прошлого". Во-вторых, она бы отлично вписалась в 1930-е, как этот самый пережиток, который не смог эмигрировать в Париж. И в-третьих, её костюм одобрила бы сама Шанель!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!