Надежда Ламанова - легенда моды

17 June 2019

Надежда Петровна Ламанова (1861-1941) – гордость нашей моды, женщина с необычной судьбой, заслуживающей толстой книги. Надеюсь, когда-нибудь она будет написана! А пока очень коротко - самое главное, что нужно знать о нашем знаменитом кутюрье.

Благородная кровь

Ла́манова (ударение - на первый слог!) родилась в деревне под Нижним Новгородом, где находилось имение отца и его братьев. Род Ламановых восходит как минимум к XVII веку, правда, семья была небогата. К моменту рождения Надежды отец, Пётр Михайлович Ламанов, имел чин подполковника. Они жили скромно, но все дети получили достойное образование. Дворянское происхождение Ламановой поставят ей в укор уже при советской власти.

Надежда Петровна Ламанова, Андрей Карелин, 1880-е. (сс) Wikimedia Commons
Надежда Петровна Ламанова, Андрей Карелин, 1880-е. (сс) Wikimedia Commons

Из дворянок в портнихи

Закончив гимназию, Надежда переехала в Москву, поскольку хотела и обеспечивать себя, и помогать семье. Она поступила в школу кройки и шитья Ольги Суворовой, где проучилась два года, а затем стала "моделистом" в небольшом, но очень популярном ателье. Его хозяйка, жена статского советника мадам Войткевич, была известной портнихой. Там одевались известные московские красавицы той эпохи, и, в частности, знаменитая актриса Мария Ермолова. А затем Ламанова решила открыть собственное дело.

Хозяйка самого знаменитого ателье Москвы

У Ламановой, как потом писали, обнаружился "огромный вкус". Наряды сидели безупречно. Она работала муляжным методом, методом "наколки" - драпируя и подкалывая ткань прямо на теле клиентки. Это было утомительно, но результат того стоил. В ателье Ламановой одевались и обеспеченные дамы-буржуа, и представительницы купеческого сословия. Вскоре ею заинтересовалась богема, а безупречность исполнения и фантазия привлекли аристократок.

Ефимия Носова, Константин Сомов, 1911. из коллекции Государственной Третьяковской галереи. На Носовой платье из ателье Ламановой
Ефимия Носова, Константин Сомов, 1911. из коллекции Государственной Третьяковской галереи. На Носовой платье из ателье Ламановой

Друг семьи вспоминал: "Дело Надежды Петровны настолько разрослось, что постепенно у нее стало 300 мастериц. Насколько широк был размах работы Надежды Петровны можно судить по тому, что она ежегодно ездила в Париж, где держала квартиру, закупать модный товар для своего предприятия. А закупала она этого товара на полмиллиона! Конечно, огромен был и доход ее – мастерская давала ей до 300 тыс. руб. в год, т. е. другими словами, по 1000 руб. в день!"

В 1908 году по проекту архитектора Н.Г. Лазарева для Ламановой выстроили прекрасный дом на Тверском бульваре. Сейчас там, в доме №10, находится Информационное агентство России ТАСС.

Самый почетный клиент

Платье Александры Фёдоровны из ателье Ламановой, вт. пол. 1890-х. Из коллекции Государственного Эрмитажа
Платье Александры Фёдоровны из ателье Ламановой, вт. пол. 1890-х. Из коллекции Государственного Эрмитажа

В 1898 Ламанова получила желанное для любого мастера звание поставщика двора Её Императорского Высочества Елизаветы Федоровны, родной сестры императрицы Александры Фёдоровны. А в 1904 стала и поставщиком двора и самой императрицы. В коллекциях российских музеев хранятся роскошные элегантные наряды Александры, сделанные в мастерской Ламановой.

Любимый мастер Станиславского

 Ольга Книппер-Чехова в образе Раневской, Николай Ульянов, 1904. Из коллекции Музея МХАТ
Ольга Книппер-Чехова в образе Раневской, Николай Ульянов, 1904. Из коллекции Музея МХАТ

В 1901 Константин Станиславский сделал Ламановой первый заказ, и сотрудничество с Московским художественны театром продлилось до последних дней Надежды Петровны. Целых сорок лет она создавала для него костюмы, и сорок один год Ольга Книппер-Чехова играла Раневскую в чеховском "Вишнёвом саде" в нарядах от Ламановой!

Станиславский называл ее "большой художницей", "незаменимой", "драгоценной", "Шаляпиным своего дела". Число постановок, над костюмами которых Ламанова работала, огромно, а ведь были ещё наряды, которые актрисы носили не в спектаклях, а в повседневной жизни – у неё одевались все великие актрисы. Сотрудничала она и с другими театрами.

Портрет от Серова

Надежда Петровна Ламанова, Валентин Серов, 1911. Деталь. (сс) Wikimedia Commons
Надежда Петровна Ламанова, Валентин Серов, 1911. Деталь. (сс) Wikimedia Commons

В 1911 году Ламанова к своему пятидесятилетнему юбилею заказала свой портрет Валентину Серову. Увы, он остался неоконченным. Мастер работал над ним ещё вечером 21 ноября, а утром 22 его не стало... Однако благодаря Серову мы всё же можем представить себе, как выглядела Ламанова, находившаяся тогда в зените своей славы.

Король моды – поклонник Ламановой

Елена Балина, Валентин Серов, 1911. Из коллекции Нижегородского государственного художественного музея. На Балиной платье из ателье Ламановой
Елена Балина, Валентин Серов, 1911. Из коллекции Нижегородского государственного художественного музея. На Балиной платье из ателье Ламановой

Одной из первых в России Ламанова оценила идею, которую популяризировал французский кутюрье Поль Пуаре, а именно - обходиться в женском костюме без корсета. Позднее сам Пуаре, посетив Россию, так вспоминал о ней: "Мысленно проезжая по Москве, не могу не остановиться у дома мод мадам Ламановой, знаменитой портнихи тех прекрасных времён, с которой я дружил и о которой всегда вспоминаю с тёплым чувством. Она открыла мне всю фантасмагорию Москвы, этого преддверия Востока".

А потом... революция. после которой наступил второй, не менее важный этап в жизни Ламановой. О нём - в следующий раз.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!