Наряд кустодиевской купчихи

14 May 2019

Эта знаменитая картина воспринимается совершенно по-другому, когда знаешь, что тяжело больной, к тому времени уже прикованный к инвалидному креслу Борис Кустодиев писал её в 1918 г. И первый раз публика её увидела весной 1919 в бывшем Зимнем дворце, на Первой государственной выставке. И многие посетители воспринимали её как критику старого быта... хотя и без любви к этому быту тоже ведь не обошлось. "Чудесная страна воспоминаний", как говорил Кустодиев.

"Купчиха за чаем", Борис Кустодиев, 1918, из коллекции ГРМ
"Купчиха за чаем", Борис Кустодиев, 1918, из коллекции ГРМ

Провинциальный городок на заднем плане Кустодиев писал по памяти, а вот позировала ему реальная женщина, Галина Адеркас. Картина создавалась в Астрахани, и Галина жила в том же доме, но в соседнем подъезде. Она обладала вдохновлявшими художника роскошными формами... но, заметим, не такими роскошными, как на картине. Кустодиев сделал свою купчиху ещё более пышной, чем модель.

«Женщина, пьющая чай»,  Борис Кустодиев, 1918, из коллекции ГРМ
«Женщина, пьющая чай», Борис Кустодиев, 1918, из коллекции ГРМ

Действие на картине происходит не то чтобы в 1918, а "когда-то". И если опираться на костюм, то это условные 1840-е. За несколько лет до этой картины Кустодиев написал другую купчиху. Она изображена в полный рост, а на ней платье из плотного узорчатого шёлка, как раз того типа, который нравился купеческим жёнам и дочкам. Платье приталенное, пышная юбка, но явно без каркаса под ней... так что это либо 1840-е, либо начало 1850-х.

"Купчиха", Борис Кустодиев, 1915, из коллекции ГРМ
"Купчиха", Борис Кустодиев, 1915, из коллекции ГРМ

И платье того же типа и на нашей картине, только вечернее, открытое. Хочется вспомнить Островского и пьесу "Свои люди – сочтёмся", где жених уговаривает невесту: " А если за меня-то вы, Алимпияда Самсоновна, выйдете-с, так первое слово: вы и дома-то будете в шелковых платьях ходить-с, а в гости али в театр-с — окромя бархатных, и надевать не станем". Свахе, Устинье Наумовне, обещают за труды платье. После свадьбы она приходит за ним, и ей, возжелавшей атласное, поясняют: "Ну и атласные тоже — как-то не того, сшиты по-бальному, открыто очень — понимаешь?"

Вот такое платье, "сшитое по бальному", и на кустодиевской купчихе. Вряд ли уместно чаёвничать в таком во второй половине дня, но, во-первых, картина всё-таки немного сказочная, а, во-вторых, опять-таки не могу не вспомнить Островского, ту же пьесу. Подхалюзин уговаривает невесту: "В рассуждении шляпок или салопов — не будем смотреть на разные дворянские приличия, а наденем какую чудней!"

"Купчиха за чаем", Борис Кустодиев, 1918, из коллекции ГРМ. Деталь
"Купчиха за чаем", Борис Кустодиев, 1918, из коллекции ГРМ. Деталь

Декольте окружает кружевной волан, т.н. берта – очень модный вариант отделки в середине XIX в. В центре на груди бант. На эскизе – это просто пышный бант, а на картине Кустодиев украсил его и овальной брошью. Скорее всего, это финифть, то есть эмаль на металлической подложке с рисунком огнеупорными красками. Очень популярный вид украшений, и они традиционно делались именно с цветочными мотивами.

"Купчиха за чаем", Борис Кустодиев, 1918, из коллекции ГРМ. Деталь
"Купчиха за чаем", Борис Кустодиев, 1918, из коллекции ГРМ. Деталь

В ушах – каплевидные, скорее всего, янтарные серьги с жемчужинками. На голове же тщательно уложенный и связанный узелком на лбу платок.

"Купчиха за чаем", Борис Кустодиев, 1918, из коллекции ГРМ. Деталь
"Купчиха за чаем", Борис Кустодиев, 1918, из коллекции ГРМ. Деталь

Словом, наряд, достойный настоящей купчихи – но из того времени, которое к началу XX века было уже "далёким прошлым"...

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!