Наряд с портрета: Мона Лиза

Мона Лиза Джиоконда, 1503-06, Леонардо да Винчи, Лувр
Мона Лиза Джиоконда, 1503-06, Леонардо да Винчи, Лувр

Изучить наряд с одного из самых знаменитых портретов в мире я предлагаю с помощью копии картины, написанной, как считается, одним из учеников Леонардо тогда же, когда был написан оригинал. Он хранится в Испании, в музее Прадо. Краски там более яркие, и детали наряда Джоконды видны более отчётливо.

Итак, мы в самом начале XVI века - это период, когда итальянская мода эпохи возрождения переходит от линий плавных, с мягкими ниспадающими складками, с немного завышенной талией, к более жёстким формам.

Из тех предметов костюма, что мы не видим, но они есть – это во-первых, нательная сорочка. А в-вторых, скорее всего, платье с облегающим лифом, который поддерживает грудь. Такое платье есть на другом очень известном портрете, современницы Моны Лизы, "Даме с единорогом" Рафаэля.

Но в ту пору женщины в одном платье обычно ходили только дома. А вот на людях появлялись в нескольких слоях одеяний. Так что зеленоватый наряд – возможно, верхнее платье, так называемое "гуарнелло" . Относительно свободное, простое, иногда без рукавов. Чаще всего его делали из хлопка или льна, но тут оно явно из шёлка. Его носили беременные женщины, в нём нередко изображались ангелы, и оно использовалось в качестве детской одежды. Если перед нами жена Франческо дель Джокондо, который успешно торговал шелками, то неудивительно, что наряд его жены шёлковый – лучшая реклама благосостоянию мужа! Ну а поскольку в ту пору женщины часто беременели и рожали, и, в частности, есть версия, что жена как раз ожидает третьего ребёнка, то выбор наряда тоже объясним.

У платья нет рукавов, а те рукава, что мы видим, из золотистого шёлка, привязаны или прикреплены к тому, что скрывается под верхним платьем, платью нижнему. Причём в районе плеча видна белая сорочка. Съёмные рукава позволяли их снять вообще, если нужно было что-то делать руками, позволяли видоизменять наряд. Кроме того, такая конструкция облегчала движения руки, не стесняла плечи. А выглядывавшая белоснежная ткань льняной сорочки дополнительно оттеняла наряд. Иногда разрезы делали и на локтях, чтобы руку было удобнее сгибать. Однако постепенно такие разрезы стали декоративными, и сорочки нарочно делали объёмными и пышными, и расправляли так, чтобы они были хорошо в этих разрезах видны.

А на голове у Моны Лизы тончайшая, почти невидимая глазу чёрная вуаль. Волосы вряд ли распущены целиком – это было допустимо для юной незамужней девы или святой. Так что, скорее всего, впереди у лица выпущено несколько прядей, а остальное упрятано в узел, или косу, или узел из кос – причёсок тогда было очень много, итальянки той эпохи много внимания уделяли своим волосам.

Очень просто по меркам той поры (да ведь перед нами и не аристократка!), но в то же время достаточно изысканно.