Охотничий костюм прекрасной Анжелики

21 September 2019

Я уже когда-то писала о роскошном золотом платье, в котором Анжелика, героиня романов-о-которых-все-слыхали-даже-если-не-читали, явилась ко двору. Однако, пожалуй, стоит взглянуть на ещё один её наряд.

"Наряд для охоты явно нравился ей. Она дала точные указания портному, чтобы придать жемчужно-серому бархатному жакету мужской покрой, облегающий нежные округлости её фигуры. Огромная шляпа из белого фетра с каскадами страусовых перьев была подобна снежной лавине".

Кадр из фильма "
Кадр из фильма "Анжелика и король" (1965)

Специальный костюм для верховой езды становится популярным как раз в 1660-х. Связано это было с тем, что дамы стали часто бывать на королевской охоте. Такой костюм состоял из облегающего жакета в мужском стиле, (фактически, кафтана), и юбки. Обычно они дополнялись париком и шляпой в мужском стиле, а также галстуком. Так что Анжелика следует модным тенденциям.

Мари-Анна, герцогиня де Бульон, Жозеф Парросель, 1670-е. Из коллекции замка Скоклостер
Мари-Анна, герцогиня де Бульон, Жозеф Парросель, 1670-е. Из коллекции замка Скоклостер

Современники воспринимали это по-разному. В июне 1667 англичанин Сэмюэл Пипс, чей дневник – восхитительное свидетельство эпохи, писал: «Прогуливаясь по галереям Уайтхолла, я видел знатных дам, одетых в костюмы для верховой езды, в кафтаны и дублеты с длинными басками, ну в точности, клянусь, как у меня; они застёгивают дублеты до груди, а под шляпами у них парики; так что, если бы не длинные юбки, которые волочатся из-под их мужских кафтанов, никто бы не принял бы их за женщин; это странное зрелище, и мне не понравилось».

Мари-Изабель-Габриэль-Анжелика, герцогиня де ла Фер
Мари-Изабель-Габриэль-Анжелика, герцогиня де ла Фер-Сентер, Жозеф Парросель, 1670-е. Из коллекции замка Скоклостер

Однако вернёмся к Анжелике.

"Но что вызывало её особое восхищение - это шарф. Этот шарф самой последней модели должен был привлекать внимание, и она рассчитывала возбудить любопытство и зависть дам высшего света. Накинутые кольцами вокруг шеи ярды накрахмаленной материи были скреплены в большой бант. Концы шарфа, замысловато отделанные жемчугом, смотрелись как крылья бабочки".

Кадр из фильма "Анжелика и король" (1965)
Кадр из фильма "Анжелика и король" (1965)

"Мысль придать такую форму возникла у Анжелики прошлой ночью. В течение часа она позировала перед зеркалом, примеряя с десяток прекраснейших шарфов, которые продавец магазина тканей принес ей, прежде чем окончательно решила повязать один из них, наиболее эффектный. Она знала, что строгие очертания воротничка костюма амазонки не делают лицо женщины привлекательнее. А вздымающиеся волны кружев под подбородком придадут всей ее фигуре ощущение женственности".

Елизавета-Шарлотта Пфальцская, герцогиня Орлеанская, Луи Фердинанд Элль младший, 1773. Из коллекции Фонда прусских дворцов и садов Берлина-Бранденбурга
Елизавета-Шарлотта Пфальцская, герцогиня Орлеанская, Луи Фердинанд Элль младший, 1773. Из коллекции Фонда прусских дворцов и садов Берлина-Бранденбурга

Галстуки как раз становятся очень модной деталью, но вот строгих воротничков тогда как раз не было... А пышные банты - были! Вот как у герцогини Орлеанской, второй жены брата Людовика XIV. Про эту даму говорили, что если она не в придворном наряде, то в костюме для верховой езды!

А наряд в фильме неплох, и даже элегантен, но вот шика ему явно не достаёт.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!