От куколок к нимфам

38k full reads
43k story viewsUnique page visitors
38k read the story to the endThat's 88% of the total page views
2 minutes — average reading time

Представьте себе идеальную даму XVIII века. На ней жёсткий корсет, который утягивает талию и приподнимает бюст. Платье из шёлковой ткани с пышной отделкой. Волосы подвиты, тщательно уложены в сложную причёску и напудрены. Лицо набелено, щёки нарумянены. Дама усыпана драгоценностями. Словом, напоминает разряженную куколку.

Мадам де Помпадур, Франсуа Буше, 1758 г., из коллекции  Национальной галереи Шотландии
Мадам де Помпадур, Франсуа Буше, 1758 г., из коллекции Национальной галереи Шотландии
Мадам де Помпадур, Франсуа Буше, 1758 г., из коллекции Национальной галереи Шотландии

Однако к началу XIX века сформировался новый идеал, и он был прямо противоположным. Талия, не скованная корсетом. Тонкие светлые платья почти без отделки, которые струились по телу и мягко его обрисовывали. Лицо, освобождённое от краски, и кудри, свободные от пудры. Немного украшений в античном стиле. Можно сказать, нимфа!

Жюли Рекамье, Франсуа Жерар, 1805 г., из коллекции музея Карнавале
Жюли Рекамье, Франсуа Жерар, 1805 г., из коллекции музея Карнавале
Жюли Рекамье, Франсуа Жерар, 1805 г., из коллекции музея Карнавале

Такие перемены не могли, конечно, произойти мгновенно.

В XVIII веке, костюм, причёски и образ в целом были настолько сложными, что рано или поздно они должны были упроститься. И к концу века тяга к простоте усилилась. Мода, как и общество в целом, искала что-то новое – и находила. Находила в философии Жан-Жака Руссо, который противопоставлял испорченному человеку природу. Находила в античности – интерес к ней в это время, в связи с раскопками в Помпеях и Геркулануме, усилился. Находила в образах других народов. Всё большую роль начинал играть комфорт – стремились уже не только к эффектности, а и к удобству. Словом, возникала новая эстетика. И катализатором всех этих изменений стала Великая французская революция.

Баронесса де Шальве-Сувилль, Франсуа-Андре Венсан, 1793 г., из коллекции Лувра. Можно сказать, промежуточный, переходный вариант между идеалом старым и идеалом новым
Баронесса де Шальве-Сувилль, Франсуа-Андре Венсан, 1793 г., из коллекции Лувра. Можно сказать, промежуточный, переходный вариант между идеалом старым и идеалом новым
Баронесса де Шальве-Сувилль, Франсуа-Андре Венсан, 1793 г., из коллекции Лувра. Можно сказать, промежуточный, переходный вариант между идеалом старым и идеалом новым

Новая мода, новые идеалы красоты, которые родились в результате, поначалу многим казались шокирующими. Особенно старшему поколению.

Отныне наряды требовали смелости. Потому что вновь стали соблюдать принцип, известный с античных времён – платье должно подчеркивать красоту тела. Отсюда малое количество слоёв одежды, лёгкие тонкие ткани, отсутствие жёсткого корсета, открытые руки, частичное обнажение уже не только груди, но и спины. Да, ноги всегда оставались скрытыми, но их очертания были обозначены - благодаря льнущим к телу материям.

Гарриет Клеменс, Томас Лоуренс, 1805 г., из коллекции Художественного музея Индианаполиса
Гарриет Клеменс, Томас Лоуренс, 1805 г., из коллекции Художественного музея Индианаполиса
Гарриет Клеменс, Томас Лоуренс, 1805 г., из коллекции Художественного музея Индианаполиса

А лицо, наконец, освободилось от красок, которыми его покрывали в течение нескольких столетий. И от белил, и от румян, и от пудры. То же казалось и волос – вместо сложных напудренных причёсок в моду вошли естественные (или хотя бы кажущиеся такими) кудри, уложенные в относительно простые, по сравнению. с прошлым, причёски.

Казалось бы, прекрасный, естественный образ! Но... В 1818 г. мадам де Жанлис, известный автор сентиментальных романов (чья молодость пришлась на середину XVIII века) писала, что этот новый идеал предназначен для юных. Ведь платья, которые подчёркивали тело, требовали стройной фигуры, да и стиль в целом не очень подходил пожилым женщинам. И уже не спрятать было морщины за белилами, бледность - за румянами, седину - за пудрой для волос...

Анеля Радзивилл, Элизабет Виже-Лебрён, 1802 г., из коллекции Национального музея в Варшаве
Анеля Радзивилл, Элизабет Виже-Лебрён, 1802 г., из коллекции Национального музея в Варшаве
Анеля Радзивилл, Элизабет Виже-Лебрён, 1802 г., из коллекции Национального музея в Варшаве

Так что же, женщины той эпохи сдались? Перестали приукрашивать себя? Раздумали краситься? О, нет, всё сложнее! Но об этом - в следующий раз. Продолжение следует!

Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма!