Первый траур Скарлетт О'Хара

18k full reads
20k story viewsUnique page visitors
18k read the story to the endThat's 92% of the total page views
3 minutes — average reading time

Жизнь дала Скарлетт немало поводов носить траур. И первым стала смерть первого мужа, Чарльза Гамильтона, так что юной женщине пришлось надеть вдовий наряд.

В XIX веке траур, если можно так выразиться, окончательно систематизировали и разложили по полочкам гардеробов. Длительность траура (она, в основном, зависела от степени родства с ушедшим), траурные ткани и отделка платьев, ширина траурной каймы у носового платка или визитной карточки, допустимые украшения и многое другое...

Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.
Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.
Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.

Конечно, мода властвовала и здесь, да и правила менялись в зависимости и от времени, и от страны. Но коротко гардеробный траурный этикет можно описать так – сложнее всего приходилось женщинам, и особенно вдовам. Они носили самые строгие наряды и куда дольше, чем остальные родственники.

«Вдова обязана носить омерзительное чёрное платье без единой ленточки, тесёмочки, кусочка кружев, – даже цветок не должен его оживлять, даже украшения, – разве что траурная брошь из оникса или колье, сплетённое из волос усопшего. Чёрная креповая вуаль должна непременно ниспадать с чепца до колен, и только после трёх лет вдовства она может быть укорочена до плеч. Вдова ни в коем случае не должна оживленно болтать или громко смеяться». Такова участь Скарлетт О’Хара в США 1860-х годов.

Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.
Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.
Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.

Пока длился глубокий траур, вдова носила чёрные платья из матовых шерстяных тканей, например, кашемира или байки. Об атласе, тафте и прочих переливчатых материях нужно было надолго забыть! Только со временем в гардеробе вдовы могли появиться бархат и шёлк, а простые платья сменялись хоть и строгими, но всё-таки с отделкой.

Особенно популярной траурной тканью был креп, с его шероховатой, в мелких бугорках, поверхностью. «Скарлетт вспомнилось то утро в 1862 году, когда она, юная вдова, приехала в Атланту, вся в черном крепе, злясь на себя за нудный траур».

Креп использовали и для вуалей, и для самих платьев, и для их отделки. Именно из крепа было и то платье, в котором Скарлетт поехала на бал и танцевала с Реттом Батлером. Она вообще не должна была там появляться, однако война смягчила нравы. Правда, Скарлетт всё равно страдала - ведь остальные были в нарядных платьях, а она - нет!

Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.
Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.
Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.

И позднее, когда она вышла в свет, чёрных платьев и вуали не сняла: «Она теперь вела тот же образ жизни, что и до замужества; посещала вечера, танцевала, каталась верхом с военными, флиртовала – словом, проводила время совершенно так же, как в девичестве, и не позволила себе только одного – снять траур». Потому что понимала - если уж падёт и этот последний бастион, то общество осудит её ещё сильнее.

Так что носила платье и вуаль! Ох уж эти вдовьи вуали… Спущенные на лицо, она превращали женщину в мрачное привидение – зрелище, совершенно обычное для той эпохи, но страшноватое для современного человека. А ведь они, к тому же, были вовсе не безобидны. Современники писали: «Красители ткани губительно действуют на чувствительную область носа и являются причиной возникновения катаральных заболеваний, слепоты и глазной катаракты. Много недостатков в вуали из крепа, но такова традиция, и никто не решается её изменить».

Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.
Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.
Кадр из фильма "Унесённые ветром", 1939 г.

Дамский туалет состоял не только из платья и шляпки с вуалью. Нужно было множество аксессуаров – и обувь, и зонтики, и сумочки, и веера. Разумеется, во время траура всё должно было быть чёрного цвета и со скромной чёрной отделкой – если она вообще была. На балу в Атланте Скарлетт обмахивалась чёрным шёлковым веером – и это ещё нарядный вариант. Веер мог быть из того же неизменного крепа.

Скарлетт вздыхала, глядя на яркие и светлые платья: «И подумать только, что мне уж никогда не носить такие цвета. Даже когда я сниму траур. Нет, даже если снова выйду замуж. Тогда моими цветами станут тёмно-серый, коричневый и лиловый».

Но нет. Она будет носить яркие наряды. И мы о них поговорим.

Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма!