Прерафаэлиты и женская красота

8k full reads
9,3k story viewsUnique page visitors
8k read the story to the endThat's 86% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Какой была идеальная женщина первой половины XIX века? Мягкой, нежной, с этими же чертами, отражёнными во внешности. Этакая прелестная кукла! С тонкой талией, с округлым лицом, небольшим подбородком, большими овальными глазами и маленьким ртом.

Иллюстрация из книги Александра Уолкера "Красота" (1836)
Иллюстрация из книги Александра Уолкера "Красота" (1836)
Иллюстрация из книги Александра Уолкера "Красота" (1836)

Конечно, и в этих узких рамках возможны вариации. Например, шотландский физиолог Александр Уолкер в своей книге описывал три типа. Справа – женщина с удлинённым лицом и относительно широкими плечами, со смугловатой кожей и тёмными волосами. Слева – полная жизни и чувства, с округлым лицом, голубыми глазами, и кожей, в которой мешаются розы и лилии, с пышными, мягкими, светлыми, золотистыми или каштановыми волосами. В центре – овальное лицо, выразительные глаза и высокий, бледный лоб, который подчёркивает интеллектуальность облика. Нам сегодня все три кажутся весьма похожими, согласитесь...

В середине века границы того, кого считать красивой начинают расширяться. Как писал автор одной из книг по уходу за собой, "вы теперь теряетесь, сравнивая голубые глаза и чёрные, карие и ореховые, волосы золотистые и цвета воронова крыла, классические локоны и кокетливые колечки, ротики, похожие на розовые бутоны и полные алые губы".

И вот тут как раз на арену выходят прерафаэлиты. Женщины на их картинах совсем другие. Они необычны – но притягательны. Как, например, писал поэт Алджернон Суинбёрн о Росетти, тот – певец красоты чувственной и духовной, сирены и сивиллы.

"Монна Ванна", Данте Габриэль Россетти, 1866. Из коллекции Галереи Тейт
"Монна Ванна", Данте Габриэль Россетти, 1866. Из коллекции Галереи Тейт
"Монна Ванна", Данте Габриэль Россетти, 1866. Из коллекции Галереи Тейт

"Монна Ванна" – воплощение этой красоты. Огромные глаза, решительные брови вразлёт (а не тоненькие изящные арочки, которые тогда ценились), пухлые яркие губы и роскошная грива золотисто-рыжих волос. Длинные густые волосы считались в то время одним из достоинств, но распущенными могли быть только в обстановке спальни или будуара! И на портретах длинные волосы делали женский образ более соблазнительным – по контрасту с уложенными в прихотливые причёски, которые носили женщины в повседневной жизни. Это в какой-то степени символ сексуальной свободы, эротический сигнал. Так что недаром волосы моделей прерафаэлитов часто распущены.

"Лилит", Данте Габриэль Россетти, 1866-68/1872-73. Из коллекции Художественного музея Делавэра
"Лилит", Данте Габриэль Россетти, 1866-68/1872-73. Из коллекции Художественного музея Делавэра
"Лилит", Данте Габриэль Россетти, 1866-68/1872-73. Из коллекции Художественного музея Делавэра

Благодаря прерафаэлитам красоту начинают переосмыслять.

Автор книги "Принципы красоты" (1857), Симондс, с одной стороны, резко критиковал прерафапэлитов, с другой же - не мог не признать, что лица на этих же картинах "полны жизни, страсти и чувств". Правда, тут же прибавлял – "хотя они и полностью лишены красоты правильных линий". А поэт Суинбёрн, размышляя о красоте и уродстве, писал, что в работах прерафаэлитов "красота может быть странной, необычной, ужасной, может играть с болью так же, как и с удовольствием, предлагать ужас – а затем исчезать, даруя наслаждение". Даже уродство, как оказалось, может быть прекрасным.

"Возлюбленная" ("Невеста"), Данте Габриэль Россетти, 1865-66. Из коллекции Галереи Тейт
"Возлюбленная" ("Невеста"), Данте Габриэль Россетти, 1865-66. Из коллекции Галереи Тейт
"Возлюбленная" ("Невеста"), Данте Габриэль Россетти, 1865-66. Из коллекции Галереи Тейт

Позднее, в 1898 г., Эллен Браунинг, журналистка и филантроп, заметит, что "прерафаэлиты научились нас тому, что уродства не существует, не в мире искусства, ни в мире природы, и что характер, личность куда важнее, чем "обычная преходящая миловидность, которая всегда, в большей или меньшей степени, связана с юностью".

Портрет Эллен Смит, Данте Габриэль Россетти, 1863. Из коллекции Музея искусств Бирмингема
Портрет Эллен Смит, Данте Габриэль Россетти, 1863. Из коллекции Музея искусств Бирмингема
Портрет Эллен Смит, Данте Габриэль Россетти, 1863. Из коллекции Музея искусств Бирмингема

Словом, прерафаэлиты показали, как можно найти красоту там, где её не искали раньше...

А о нарядах "прерафаэлиток" - в следующий раз!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!